Проектный Колледж: Фрагмент статьи. "Проблемы введения нового научного знания в преподавание биологии". - Проектный Колледж

Перейти к содержимому

-----
...На мой взгляд, преподавание биологии в средней школе должно строиться в категории «взаимодействие» человек-среда, где под средой понимается не только внешняя, окружающая среда, но и внутренняя среда организма.
Эволюционная догматика утеряла своё значение и не может, да и никогда не могла быть определена, как основа формирования научной картины мира в сознании учащегося. На каком же предметном материале должно осуществляться обучение биологии в общеобразовательной школе? Знания о чём должен получить учащийся по окончании курса? Ответить на эти вопросы можно, рассмотрев современные проблемы человека и человечества через призму категории взаимодействие.
Но можно ли исключить из школьной программы биологии само понятие эволюции? Нужно ли знакомить учащихся с эволюционными теориями? Обязательно, но не в форме идеологических догматов, а как открытую, проблемную область теоретической биологии, как средство для вы-страивания модели развития биосферы, структуры и функций её элементов. Введение в теорию эволюции должно стимулировать способность работы учащихся с теоретическим знанием, служить выявлению его границ и дальнейшему развитию знания через постановку проблемных во-просов и поиск ответов на таковые.
Хотим мы того, или нет, в основе нашего существования лежит цикличность жизненных процессов внутри организма и во внешней среде. Можно долго рассуждать о полипозиционности социума, но если убрать биологическую основу существования, не о чем и не кому будет рассуждать. Но так ли важно при решении проблем современного общества определить, что же такое «жизнь»? Мой ответ – крайне важно, и не столько для различия жизни от смерти, сколько живой системы, от псевдо живой. Поясню своё высказывание. В настоящий момент все белковые молекулы, являющиеся основным строительным материалом и нанороботами живых систем, структурно состоят из двух десятков аминокислот, причём их L-оптических изомеров, в то время как органической химии известно, т.е. может быть синтезировано и использовано, практически неограниченное количество соединений, относящихся к классу аминокислот, но либо не встречающихся в живых организмах, либо входящих в состав сильнодействующих токсинов белковой природы. Что будет, если воссоздать структуру, кодирующую белковые соединения из D-изомеров аминокислот, способную к самосборке? Конечно, до этого ещё далеко, однако для того, чтобы различать реальную опас-ность проводимых исследований по воссозданию и изменению основных структур живых систем от информационного паникёрства, необходимо опереться в анализе последствий на строгое оп-ределение понятия «жизнь», не оставляющее место возможным разночтениям, но введённое не догматично, а научно, на основе знаниевой проработки понятия.
Биология, как учебный предмет, обязана формировать такую целостную понятийную систему, которая, будучи присвоена учеником, исключала бы возможность увеличения им энтропии, как вне себя, так и внутри своего организма.
Основой для формирования подобного курса биологии может стать рассмотренные через призму категориальной рамки взаимодействия «человек-среда» наблюдаемые феномены живой природы, такие как популяционные волны, феномен постоянства биомассы для каждого палеонтологического периода, внутри биоценотические межвидовые отношения и законы смены биоценозов.
К примеру, простейшее рассмотрение проблемы сорных растений в категории взаимодействия, показывает их реальную функцию, как растений пионеров, восстанавливающих нарушенный дерновой мульчирующий слой после его разрушения. Применение этого знания позволяет исключить обработку почвы при культурных посадках для борьбы с растениями-пионерами, благодаря покрытию почвы слоем гниющей растительной органики. Это, в свою очередь, приводит к восстановлению плодородия почв, минимизирует применение химических удобрений и исключает применение ядохимикатов. В результате, постулируемый как экологический «закон обеднения почв» феномен оказывается всего лишь индикатором нашего незнания. Так стоит ли его изучать?
Какими ещё понятиями должен оперировать курс школьной биологии? Цикличность (при обяза-тельной открытости систем), о чём уже упоминалось, развитие или прогресс, как процесс увели-чения разнообразия функций и форм при уменьшении энтропии, жизнь (основное понятие предмета, вводимое через универсальные физические законы и категориальную пару «структура-функция»). Курс биологии должен вводить не просто понятие антропогенного влияния, а определять человека, как силу, производящую постоянное терраформирование, направленность которого должна задаваться при изучении курса биологии.
То, что антропогенное влияние есть необходимый фактор окружающей среды, поясню одним примером. В настоящее время приходится спасать знаменитые альпийские луга, т.к. устойчивость этого биоценоза зависим от выпаса на них стад крупных копытных животных. Поскольку выпас стад прекращён (в силу экономической рентабельности стойлового животноводста), биоценоз луга деградирует и замещается кустарником. Этим примером я хотел показать, что не всякое взаимодествие человек-среда приводит к обеднению биосферы. Именно вектор на обогащение биосферы, методы взаимодейтсвия, приводящие к увеличению видового разнообразия и усиление устойчивости биоценозов должен задаваться курсом биологии для общеобразовательной школы.
Для создания такого «живого курса науки о живом», т.е. придания предмету биологии его единственно верного значения, важно определить понятие биологического цикла, свойств биологических циклов, но не через статистическое представление отдельных частей, а как совокупность уникальных технологических цепей.
Т.о., вопрос о биологическом знании, получаемом в общеобразовательном учебном заведении, должен быть сопоставлен с теми проблемами, которые придётся решать человечеству уже сего-дня. Знания должны быть применимы и способствовать выживанию, как каждого конкретного человека, так и планеты в целом. Если, изучая курс биологии средней школы, ученик сможет выстроить свою индивидуальную траекторию взаимодействия со средой, благодаря следованию которой станет возможным естественная элиминация проблем (снижение заболеваемости, увеличение продолжительности и качества жизни), задача курса будет решена.
0
 

0 комментариев к записи

Trackbacks для записи [ Trackback URL ]

Для данной записи нет trackbacks.

Ссылки

Февраль 2020

П В С Ч П С В
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627 28 29 

0 пользователей просматривает

0 Гости
0 пользователей
0 скрытых пользователей

Добавить запись

Чтобы добавить запись в блог, нажмите на ссылку ниже: http://1314.ru/forum...logid=3

Поиск по блогу