Проектный Колледж: Реферативный текст "Дидактика биологии в школе" - Проектный Колледж

Перейти к содержимому

-----
«Мы не говорим педагогам - поступайте так, или иначе,
но говорим – изучайте законы процессов, с которыми имеете дело,
и поступайте в соответствии с этими законами».
К.Д. Ушинский
«Ни наглядность, ни слово сами по себе,
без умения с ними обращаться как надо...
ничего путного не сделают»
(Пирогов Н. Вопросы жизни. Соч. Т. 1. - СПб, 1887. - С. 116).


Дидактика биологии в средней школе.
Цели обучения.

Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.
Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.
На мой взгляд, дидактика отвечает на вопрос: чему, и как учить. Цели же обучения предъявляет педагогике социум. Достаточно вспомнить учебники по химии 40-х годов прошлого века – пособие по подрывному делу, или учебники 80-х – процессы и аппараты для технологов, но и те и другие – учебники химии для средней школы.
Задачи дидактики:
1. описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;
2. разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии. (http://mgou.h11.ru - электронная версия учебного пособия. «Педагогика школы в двух словах»).
Мне кажется, правомерно объединить эти цели в одну – разработка, оптимизация и описание процесса обучения, а средства, т.е. условия реализации, разобрать отдельно…
Дидактические системы:
Традиционная дидактическая система (И.Ф.Гербарт)
Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать, по его выражению, морально сильную личность. Согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по формальным ступеням, которые определяют его структуру. Ступени структуры: изложение, понимание, обобщение, применение - рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения.
Классическая схема ретрансляции. Не ясно, что стоит за словом «понимание». Это может быть, как на уроках, констатация того, что ученик не нашёл логических ошибок в изложении учителя, при этом – ничего не поняв.  Нет выраженной обратной связи, т.е. ситуационной педагогики, в этой схеме.
Педоцентристская дидактика (или прогрессивистская система Д.Дьюи).
Цель обучения - развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений. Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности.
То, что упор делается на спонтанную деятельность, на мой взгляд, не верно. Деятельность должна быть направляема, если это необходимо – сценирована педагогом, а не отдаваться на откуп случая.
Структура процесса обучения выглядит так:
1. ощущение трудности в процессе деятельности,
2. формулировка проблемы, сути затруднения,
3. выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы,
4. выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием.
Единой дидактической системы, как таковой, в науке нет. Цели обучения в большинстве походов предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, интеллектуальные, трудовые, художественные умения.
Классический подход ЗУН-ов. Но формирует ли такая система знания, не говоря уже о фундаментальности оных? Если наблюдателями на ЕГЭ, скажем, по биологии, назначаются учителя математики, и наоборот, - этот факт доказывает, что учителя биологии не имеют знаний по математике средней школы, раз не могут «подсказать»?  Но все мы учились в средней школе, следовательно должны были получать знания, умения и навыки… Где тогда они?
Процесс обучения должен адекватно отвечать целям и содержанию образования и потому понимается как двусторонний и управляемый: учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, организует и ведет ее, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, избегая крайностей традиционной, объяснительной, и реформистской, исследовательской дидактик и используя их достоинства.
Т.о., судя по этому фрагменту, дидактик, как минимум пять (включая дидактику мыследеятельности, но об этом ниже).
Важнейшими понятиями дидактики как науки является: процесс обучения, его принципы, содержание, средства, методы и формы обучения.

Процесс обучения рассматривается в дидактике как деятельность, и потому в нем на основе теории деятельности выделены следующие компоненты:
1. Анализ исходной ситуации и определение целей обучения;
2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей;
3. Исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников;
4. Контроль и корректирование работы;
5. Анализ и оценка результатов обучения.

Одним из важнейших критериев результативности процесса обучения является «достижение каждым учеником такого уровня успеваемости, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне ближайшего развития» (Бабанский Ю. К. Педагогика, - М., 1988. - С. 74.).
Про это почему-то забывают, и, когда видят «три» за год, не спрашивают о системных заболеваниях ученика, уровне адреналина у него в крови, а сразу укоряют учителя в халатности.
В конце 80-х начале 90-х гг. в дидактике наметилось четыре основных типа целей обучения (М.В. Кларин):
1. Определение цели через содержание изучаемого материала (изучить тему, теорему, параграф, главу и пр.).
Один вопрос, а зачем? Зачем надо изучать данный конкретный параграф? Как этот параграф встроен в систему обучения предмета? С этой позиции не видно. 
2. Определение целей через деятельность учителя: ознакомить, показать, рассказать и пр.
Нет обратной связи от ученика – к учителю, в этом минус позиции.
3. Определение целей через внутренние процессы развития учащихся (интеллектуальное, эмоциональное, личностное и т. п.): сформировать интерес, развить познавательную активность, сформировать умения и пр.
Только сейчас разрабатываются диагностические задачи, которые должны выявить у ученика наличие знаний, но не владение информацией. Но это крайне сложный вопрос, как выявить, через что…процесс-то «внутренний» 
4. Определение целей через организацию учебной деятельности учащихся на уроке: решить задачу, выполнить упражнение, поработать самостоятельно.
Может показать, на сколько ученик обучен воспроизведению пошаговой стратегии действий, но ничего не скажет о его творческом потенциале, способности думать в критических ситуациях и т.д.
Для более точной постановки цели образования нужно ответить на вопрос: что может являться содержанием образования?
Всего можно выделить три типа содержания:
1. Предметное, т.е. связанное с предметным материалом.
2. Деятельностное, которое связано с освоением деятельности в процессе освоения предметного материала. (Но не всякая активность есть деятельность. Деятельность направлена на конкретный результат.)
3. Мыследеятельностное – направленное на обучение мышлению в работе с предметным материалом в ходе определённой деятельности.
Три типа содержания одновременно являются тремя типами сложности поставленной задачи. Первый тип содержания обеспечивает, по максимуму, ретрансляцию информации. Второй тип – ретрансляцию культурной традиции в зафиксированных формах деятельности (от ремесленного мастерства до научной деятельности). Третий тип – обучает мышлению на основе прохождения предметного материала в процессе целенаправленной деятельности учащихся.
Цель мыследеятельностной педагогики – работа с мышлением, благодаря развитию которого, учащиеся приобретают опыт работы в различных предметных областях, понимая, как формируется знание вне зависимости от предметной области, где проходит граница незнания и приобретают способность к нахождению средств для приращения знания.
Мыследеятельностный подход - особая форма организации формы обучения, при которой учат самому мышлению, как способности, которую можно сформировать у любого ребёнка с нормальной психикой.
В этом коренное отличие от целей традиционного образования, которое направлено на воспроизводство информации, накопленной человечеством.
При этом предметный принцип преподавания остаётся неизменным, т.к. он является отражением научной формы мышления и науки, как социальной деятельности.
В содержание образования вводится наряду с предметным принципом – метапредметный, благодаря которому выделяются такие организованности научной формы мышления, характерные для любой области наук, как «знание», «знак», «задача», «проблема». Эти организованности можно выявлять на любом предметном материале, что устраняет предметную обособленность, как основной барьер в формировании мировоззрения в процессе обучения.
Чем выступают перечисленные организованности (а их список не закончен, ведётся работа по выявлению и разработке организованностей научного знания)?
Мышление, по отношению к знанию, выступает, как способ работы с различными организованностями знания, различными типами знания, способ переноса знаний из одной области наук в другую, формирования новых знаний в процессе мышления.
Мышление, по отношению к знаку – есть способ работы с символами, схемами и правилами их интерпретации. Это изучение языка наук, начиная с алфавита.
Мышление, по отношению к задаче – есть способ решения поставленных задач, выбору средств решения и методу решения.
Мышление, по отношению к проблеме - есть выявление ситуации неразрешимости, для которой ещё не найден способ решения в культуре, это способ расширения границ знания за счёт познания непознанного.
Почему развитие мышления (не абстрактного, оторванного от социума, а привязанного к социокультурной традиции), как цель обучения, является более значимой, чем цели традиционного образования? Причин несколько и, наверное, главная из них – информатизация доведенная до абсурда, информационные войны, технологии информационного влияния, противопоставить которым можно только развитие мышления, позволяющего отделять зёрна от плевел и оставаться собой в толпе требующей зрелищ.
0
 

0 комментариев к записи

Trackbacks для записи [ Trackback URL ]

Для данной записи нет trackbacks.

Ссылки

Февраль 2020

П В С Ч П С В
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627 28 29 

0 пользователей просматривает

0 Гости
0 пользователей
0 скрытых пользователей

Добавить запись

Чтобы добавить запись в блог, нажмите на ссылку ниже: http://1314.ru/forum...logid=3

Поиск по блогу