Любое научное знание имеет своё уникальное устройство, определяющее специфику развития и функционирования науки. Обладая знанием о структуре научного знания, любой фактический материал может быть пересобран и структурирован в зависимости от поставленной научной или педагогической задачи. Возможна сборка, позволяющая восстановить процесс становления знания, современные научные представления, а так же выявить проблемные вопросы научного знания, определив тем самым опережающее направление развития науки.
Человек, понимающий структуру знания, владеет инструментом развития науки, становится способным удерживать, не смешивая, различные пласты фактического материала, выстраивая целостное видение ситуации. И, оказывается, на самом невнятном материале школьного учебника, владея структурой биологического знания, можно выйти на уровень постановки проблем современной биологической науки!
Но, позволю себе показать это на примере, который укладывается в логику вопроса В.В.Путина о ланцетнике, т.е., на первый взгляд, совершенно ненужном для существования социума. Это материал, с которого учащиеся средних школ начинают своё знакомство с царством животных – группа Простейшие. Для учащегося средней общеобразовательной школы этот материал представляется набором установленных фактов по строению и жизнедеятельности совершенно не схожих существ, знать о которых необходимо для написания контрольной работы по пройденной теме. Однако, с точки зрения мыследеятельностного подхода, на этой теме можно развернуть проблемное содержание всей зоологии. Поясню этот тезис, но, для начала, познакомлю вас со структурой биологического знания, как оно представлено в действительности науки о животных (зоологии).
В основе биологического знания о животных положено понятие «организм», в определённом смысле, интуитивно ощущаемое каждым из нас, как единое и не делимое целое, существование которого неоспоримо. Но рассматривать организм можно из нескольких позиций:
• С позиции его строения (внешнего и внутреннего) или анатомически;
• С позиции проявления его жизненных функций (питания, дыхания, размножения и т.д.); т.е. позиции физиологии;
• С позиции его происхождения (в отношении к остальным животным, к механизмам эволюционного развития, к движущим силам эволюции);
• С позиции научной классификации (выстраиваемой на основании материалов, полученных при рассмотрении организма исходя из трёх выше перечисленных позиций) - отношения род-вид.
• С позиции взаимодействия этого организма с окружающей средой (организм-среда). Эта позиция будет определяющей для понимания места организма в экосистеме.
Теперь рассмотрим диагностическую задачу, которая должна выявлять владение учащимися структурой биологического знания.
«В зелёной от хлореллы воде водоёма плавают карпы, только что выметанные лягушачьи икринки прикреплены к стеблям кувшинок. Личинки комаров кувыркаются в прогалинах между островками ряски. Кишечные палочки, незаметные невооружённым глазом, привлекают к себе амёб и зелёных эвглен. Местами, у кромки воды, видна дрожжевая пена.»
В задании к данному тексту от учащихся требуется:
1. Выделить всех простейших по тексту задания.
2. Указать все возможные основания, по которым они выделяли группу простейших.
3. Показать, какие из перечисленных животных форм попадают под каждое основание различения.
4. Описать, что произойдёт с водоёмом, если из него исчезнут все простейшие.
Как видите, ничего общего с тестовой формой опроса по теме «Простейшие» у данной задачи нет. Данное диагностическое задание было апробировано в школах Москвы, параллельно с классическим тестом по теме.
Если учащийся представляет структуру биологического знания, при ответе на поставленные вопросы он выделит четыре основания для выявления группы Протистов, однако:
• под анатомический критерий должны попасть: хлорелла, эвглена, амёба, икринка, дрожжи. Т.к. все они являются одноклеточными, содержащими ядро формами живого;
• по физиологическому критерию группа будет включать в себя: дрожжи, эвглену, амёбу (хлорелла не вошла, по причине иного типа питания, икринка, по причине физиологических особенностей развития);
• по эволюционному критерию в группе будут: эвглена, амёба, хлорелла (дрожжи не войдут, т.к. вторично утратили сходство с другими грибами, став одноклеточными);
• объединяя три лепестка знания о простейших, как организме, в единую рамку классификации, в группе останутся: амёба и эвглена (остальные представители микромира и одноклеточные формы не прошли проверки по критериям, будучи исключены при проекции хотя бы на один из фокусов биологического знания).
На данном фрагменте я попытался показать, в чём заключается работа в предмете биология с применением технологии метапредмета «Знание», работа на различение, однако этим не ограничивается возможности метапредметного подхода в преподавании биологии.
На той же теме «Простейшие», можно поднять вопрос о происхождении многоклеточных форм животных, собирая фактический материал в эволюционный фокус биологического знания, различая опять-таки, классификацию и происхождение. В результате подобного преподнесения предметного материала, учащиеся оказываются вытолкнуты на границы современного знания о происхождении и развитии жизни.
В целом на материале предмета биология можно:
• демонстрировать работу по построению понятия (технология метапредмета «Знание»), что показано на примере построения модуля «Что такое жизнь»),
• находить общие способы решения генетических задач (технология метапредмета «Задача»),
• выявлять принципы хранения и передачи информации, т.е. принципов написания генетических текстов (технология метапредмета «Знак»),
• выводить учащихся к проблемным областям современного биологического знания, сталкивая позиции нескольких теорий по вопросу развития живой материи (элементы метапредмета «Проблема»)
Человек, понимающий структуру знания, владеет инструментом развития науки, становится способным удерживать, не смешивая, различные пласты фактического материала, выстраивая целостное видение ситуации. И, оказывается, на самом невнятном материале школьного учебника, владея структурой биологического знания, можно выйти на уровень постановки проблем современной биологической науки!
Но, позволю себе показать это на примере, который укладывается в логику вопроса В.В.Путина о ланцетнике, т.е., на первый взгляд, совершенно ненужном для существования социума. Это материал, с которого учащиеся средних школ начинают своё знакомство с царством животных – группа Простейшие. Для учащегося средней общеобразовательной школы этот материал представляется набором установленных фактов по строению и жизнедеятельности совершенно не схожих существ, знать о которых необходимо для написания контрольной работы по пройденной теме. Однако, с точки зрения мыследеятельностного подхода, на этой теме можно развернуть проблемное содержание всей зоологии. Поясню этот тезис, но, для начала, познакомлю вас со структурой биологического знания, как оно представлено в действительности науки о животных (зоологии).
В основе биологического знания о животных положено понятие «организм», в определённом смысле, интуитивно ощущаемое каждым из нас, как единое и не делимое целое, существование которого неоспоримо. Но рассматривать организм можно из нескольких позиций:
• С позиции его строения (внешнего и внутреннего) или анатомически;
• С позиции проявления его жизненных функций (питания, дыхания, размножения и т.д.); т.е. позиции физиологии;
• С позиции его происхождения (в отношении к остальным животным, к механизмам эволюционного развития, к движущим силам эволюции);
• С позиции научной классификации (выстраиваемой на основании материалов, полученных при рассмотрении организма исходя из трёх выше перечисленных позиций) - отношения род-вид.
• С позиции взаимодействия этого организма с окружающей средой (организм-среда). Эта позиция будет определяющей для понимания места организма в экосистеме.
Теперь рассмотрим диагностическую задачу, которая должна выявлять владение учащимися структурой биологического знания.
«В зелёной от хлореллы воде водоёма плавают карпы, только что выметанные лягушачьи икринки прикреплены к стеблям кувшинок. Личинки комаров кувыркаются в прогалинах между островками ряски. Кишечные палочки, незаметные невооружённым глазом, привлекают к себе амёб и зелёных эвглен. Местами, у кромки воды, видна дрожжевая пена.»
В задании к данному тексту от учащихся требуется:
1. Выделить всех простейших по тексту задания.
2. Указать все возможные основания, по которым они выделяли группу простейших.
3. Показать, какие из перечисленных животных форм попадают под каждое основание различения.
4. Описать, что произойдёт с водоёмом, если из него исчезнут все простейшие.
Как видите, ничего общего с тестовой формой опроса по теме «Простейшие» у данной задачи нет. Данное диагностическое задание было апробировано в школах Москвы, параллельно с классическим тестом по теме.
Если учащийся представляет структуру биологического знания, при ответе на поставленные вопросы он выделит четыре основания для выявления группы Протистов, однако:
• под анатомический критерий должны попасть: хлорелла, эвглена, амёба, икринка, дрожжи. Т.к. все они являются одноклеточными, содержащими ядро формами живого;
• по физиологическому критерию группа будет включать в себя: дрожжи, эвглену, амёбу (хлорелла не вошла, по причине иного типа питания, икринка, по причине физиологических особенностей развития);
• по эволюционному критерию в группе будут: эвглена, амёба, хлорелла (дрожжи не войдут, т.к. вторично утратили сходство с другими грибами, став одноклеточными);
• объединяя три лепестка знания о простейших, как организме, в единую рамку классификации, в группе останутся: амёба и эвглена (остальные представители микромира и одноклеточные формы не прошли проверки по критериям, будучи исключены при проекции хотя бы на один из фокусов биологического знания).
На данном фрагменте я попытался показать, в чём заключается работа в предмете биология с применением технологии метапредмета «Знание», работа на различение, однако этим не ограничивается возможности метапредметного подхода в преподавании биологии.
На той же теме «Простейшие», можно поднять вопрос о происхождении многоклеточных форм животных, собирая фактический материал в эволюционный фокус биологического знания, различая опять-таки, классификацию и происхождение. В результате подобного преподнесения предметного материала, учащиеся оказываются вытолкнуты на границы современного знания о происхождении и развитии жизни.
В целом на материале предмета биология можно:
• демонстрировать работу по построению понятия (технология метапредмета «Знание»), что показано на примере построения модуля «Что такое жизнь»),
• находить общие способы решения генетических задач (технология метапредмета «Задача»),
• выявлять принципы хранения и передачи информации, т.е. принципов написания генетических текстов (технология метапредмета «Знак»),
• выводить учащихся к проблемным областям современного биологического знания, сталкивая позиции нескольких теорий по вопросу развития живой материи (элементы метапредмета «Проблема»)
5 комментариев к записи
Страница 1 из 1
Trackbacks для записи [ Trackback URL ]
Последние записи
Последние комментарии
Категории
3 пользователей просматривает
3 Гости
0 пользователей
0 скрытых пользователей
0 пользователей
0 скрытых пользователей
Добавить запись
Чтобы добавить запись в блог, нажмите на ссылку ниже:
http://1314.ru/forum...logid=3
Цитата