Проектный Колледж: Всероссийский Съезд учителей биологии 28-30 июня 2011 Москва, Воробьёвы горы, МГУ - Проектный Колледж

Перейти к содержимому

-----
Коллеги, хочу поделиться с вами впечатлениями от первого дня Всероссийского съезда учителей биологии, который проходит с 28 по 30 июля на базе МГУ при участии СПбГУ. В работе съезда принимают участие 1300 учителей из 68 регионов России (о, простите, в работе съезда биологов и физиков, которые идут параллельно, но пленар 1-го дня был общим).
Заявленная цель съезда – восстановление единства средней и высшей школы через диалог школьного учителя и вузовского преподавателя с целью согласования качества образования, наполнения школьного образования согласно требованиям высоких интеллектуальных стандартов, которые д.б. едиными для школы и вуза. (Из программных материалов. Ректор МГУ, Председатель Оргкомитета Съезда, академик В.А.Садовничий)
Съезд рассматривается так же, как инструмент восстановления статуса учителя и инструмент включения школы в процессы инновационного развития страны (там же).
На пленарном заседании первого дня съезда с докладом выступил ректор МГУ, ак. Садовничий В.А. Тема доклада: «Проблемы преподавания физики и биологии в школе»
В своём выступлении В.А. Садовничий в частности определил корень проблемы общего образования в катастрофическом, более чем 50-ти летнем отставании информации учебников от переднего фронта научных разработок. Он так же отметил общее падение уровня знаний школьников, возникшую в т.ч. как следствие превращения физики (и биологии прим моё) в «меловые дисциплины», изучаемые без должного количества лабораторно-практических работ в курсе физики и биологии. Как основную цель школьного образования ректор МГУ видит в закладывании способности проектирования новых областей занятости. Самая важная задача, которую ставит высшая школа перед общеобразовательной, с т.з. ректора МГУ – сохранение творческой, исследовательской составляющей на уроках. В то же время, В.А.Садовничий отметил, что «меловое» преподавание может быть и хорошо для сдачи ЕГЭ, но не для понимания предмета. Нацеленность на ЕГЭ учащихся есть большой риск для репродукции научных кадров, т.к. нацеленность на ЕГЭ замещает интерес к познанию. Но уже сейчас 80% россиян не может назвать ни одного современного учёного. По данным сдачи ЕГЭ за этот год 48% сдающих не набрали баллов за решение задач части «С» и 32% даже не решали задачи из этой части. А на первом курсе МГУ только одна треть из подавших документы в приёмную комиссию на факультеты имеет необходимую стартовую подготовку!!! В настоящий момент на 70 россиян приходится один грамотный специалист! Согласитесь, коллеги, такие заявления из уст ректора МГУ…над этим стоит задуматься.
Так же хочу отметить доклад ректора СПбГУ, Л.А.Вербицкой, отметившей в своём выступлении основные запросы высшего образования к школьным педагогам: научить думать, анализировать, не принимать на веру, отстаивать собственную позицию. Любопытный факт, после образования по указу Петра I СПб Университета, в первом потоке обучалось 9 студентов, которых обучали 17 профессоров! Но и сейчас это отношение 1:4. Как филолог, Людмила Алексеевна не могла посетовать на качество учебников русского языка, буквально сказав: «Нет ни одного достойного учебника русского языка на сегодняшний момент». Основной задачей, которая должна быть решена в системе общего образования ректор СПбГУ видит в восстановлении высокого статуса учителя.
С третьим докладом на пренаре 1-го дня работы съезда выступал победитель конкурса «Учитель года России 2005» Иоголевич И.А. Он в своём выступлении отметил недостаточность развития критического мышления, что приводит к размыванию границ между истиной и ложью, информацией и знанием. Так же в выступлении говорилось о минимизации требований в стандарте при ориентации на выращивание интеллектуальной элиты. Отмечалось, что в школьное образование на волне реформирования превнесены модели не имеющие под собой реальной экспериментальной проверки. В своём выступлении И.А.Иоголевич подчеркнул, что общеобразовательная Российская школа это школа Я.А.Каменского, система более чем 300 летней выдержки…Может быть стоит задуматься над поступательным развитием системы общего образования за счёт привнесения моделей образования, имеющих опыт внедрения в эксперименте в течении десятилетий? Он так же высказал идею объединения ресурсов среднего и высшего образования в создании непрерывного процесса образования по линии школа-вуз-наука.
Чрезвычайно интересным для меня был доклад Вл.Я.Панченко «Лазерно-информационная технология в биомедицине». Согласитесь возможность создания на основании сканов МРТ из жидкости при послойной полимеризации под действием лазерного луча 3D моделей внутренних органов пациента заметно упрощает работу хирурга при подготовке к проведению операции, снижает риск операции для пациента за счёт сокращения времени операционного вмешательства, ювелирной подгонке имплантов по модели, точного расчёта операционного доступа. Так же разработаны методы создания биоселективных имплантов с помощью селективного лазерного спекания порошков, позволяющие замещать биологической тканью дефекты костей больше критического расстояния (т.е. максимально возможного расстояния для сращивания кости). Это принципиально новый метод, исключающий необходимость применения компрессионно-дистракционных аппаратов (аппарата Илизарова)! А возможность получить трёхмерную структуру из лиофильно сухого энзима с сохранением 80% его активности!?! А создание интеллектуальной кардиохирургической системы для лазерной реваскуляризации позволяет восстановить кровообращение в миокарде при инфаркте сердечной мышцы за счёт «пробоя» миокарда лазерным лучом, что, в свою очередь, стимулирует неоангиогенез по каналу пробоя!!! В бакулевском центре уже сделано более 1000 операций с помошью этой системы! Ну, выражать восхищение этим докладом я могу долго…Но нужно перейти к следующему, не менее актруальному выступлению - выступлению представителя Росатома (к сожалению, не уверен в фамилии…Плавиков В.В. простите, если ошибаюсь), который предъявил требования со стороны работодателя к выпускникам школ, сказав буквально следующее: «Сегодняшний школьник должен быть готов решать проблемы, которые ещё не выявлены. Должен быть готов осваивать технологии, которые ещё не внедрены и даже не разработаны».
С очень интересным докладом «Зачем нам (наука) биология или зачем нам наука (биология)» выступил зав. каф. Генетики и селекции СПбГУ Инге-Вечтомов Сергей Георгиевич. (К стати, в 30-е годы прошлого века эта кафедра ни на день не переставала читать курс генетики и селекции, а коридор кафедры был прозван студентами «арестометром», так часто уводили по нему студентов и преподавателей. Какое мужество, какую научную честность нужно иметь для подобного отношения к преподаванию предмета! - из выступления ректора СПбГУ). Сергей Георгиевич в частности перечислил и обосновал этапы научной работы и задал вопрос, который не часто можно услышать с высокой трибуны: «А наука ли биология?», назвав её «Эмпирическим набором знаний при малом наборе обобщений». Он так же различил науки биологического пула на допарадигмальные и парадигмальные. К первой группе относятся науки не имеющие обобщающих теорий, в основном науки об организменном уровне организации материи. Ко второй группе им были отнесены науки, имеющие в своём арсенале математические идеализации, химические и физические модели, развитые теории. Сергей Георгиевич отметил, что механизмы функционирования биологических систем изучает пул биологических наук, занятых изучением биообъекта на молекулярном (супрамолекулярном - прим моё) уровне. (К слову, ректор МГУ видит развитие биологии в синтезе методов квантовой наноэлектроники, биологии клетки, молекулярной биологии и химии супрамолекулярных систем – из выступления ректора МГУ). Так же, отвечая на вопрос о различении псевдонауки от преднауки методами науки Сергей Георгиевич отметил, что псевдонаука, даже при наукообразности языка изложения обычно отрицает всю историю развития научного знания, а преднаука опираясь на фундамент накопленного знания либо наращивает, либо меняет парадигму науки (и тогда она обязана пройти «проверку на твёрдость» - прим смысловое моё).
Во второй половине дня я получил возможность ознакомиться с музеем землеведения МГУ и филиалом ботанического сада МГУ «Аптекарский огород». Материалы по этой части дня будут размещены в соответствующих разделах форума 1314.ru (биология и география).
Завтра мне предстоит принять участие в обсуждении доклада «Метапредметная деятельность учителя» Балденков Г.Н., к.б.н., учитель МОУ «Лицей г.Троицка» и доклада «Формирование метапредметных компетенций на уроках биологии и во вне урочной деятельности» Семенова М.Н., учитель, МАОУ «лицей №3 имени А.С.Пушкина», г.Саратов. и завязать контакты с ботсадом МГУ для реализации проекта «школьная теплица».
Должен отметить, что программа съезда пестрит названиями типа «Достижение метапредметных результатов образования в процессе изучения биологии в школе» ГОУ Лицей№281, г.СПб. или «Компетентностный подход в формировании творческих способностей учащихся на уроках биологии». МОУ СОШ №18,г.Ставрополь., а так же целый кластер выступлений по «проектной деятельности учащихся».
0
 

0 комментариев к записи

Trackbacks для записи [ Trackback URL ]

Для данной записи нет trackbacks.

Ссылки

Февраль 2020

П В С Ч П С В
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627 28 29 

0 пользователей просматривает

0 Гости
0 пользователей
0 скрытых пользователей

Добавить запись

Чтобы добавить запись в блог, нажмите на ссылку ниже: http://1314.ru/forum...logid=3

Поиск по блогу