Проектный Колледж: Текст выступления на международной конференции "Проблемы и стратегические ориентиры развития образования» 25 ноября 2011 г. - Проектный Колледж

Перейти к содержимому

-----
В своём выступлении на 1-м Всероссийском съезде учителей биологии академик РАН, профессор Сергей Георгиевич Инге-Вечтомов определил биологию как «совокупность эмпирических знаний с недостаточной теоретической и понятийной проработкой» и посочувствовал учителям биологии, поскольку они вынуждены преподавать предмет в понятийном хаосе.
Такая позиция свидетельствует о необходимости построения биологических понятий и развития теоретической биологии, если данная область научного знания претендует на звание фундаментальной науки. Но даже биологические науки, опирающиеся на теоретические гипотезы, такие как теория эволюции, представлены в курсе общей биологии для средней школы в виде терминологических заклинаний, которые учащиеся вынуждены просто заучивать.
В данной ситуации для каждого преподавателя должен быть актуальным вопрос: как построить практику преподавания биологии, что бы учебный предмет о живых объектах раскрывал перед учащимися реальное значение биологической области знаний, их значение для выживания человечества.
Как биолога-практика меня не устраивала позиция ретранслятора информации, нацеленность учащихся на заучивание терминологии, структура и содержание учебных пособий, построенных в строгой схеме, демонстрирующей открытия 19 века в качестве передового уровня развития биологии. Но каким образом в условиях полнейшей биологической безграмотности населения можно говорить об обновлении биологических знаний?
Дело в том, что под обновлением знаний не правильно понимать заучивание новых терминов или применение ультрасовременного оборудования в преподавании предмета. Обновление знаний, прежде всего, в раскрытии смысла законов биологического развития, построении понятийной базы, являющейся основой любой научной теории, в практическом применении полученных знаний. Именно по этой причине считаю необходимым выстраивать курс биологии таким образом, чтобы учащиеся умели выявлять структуру биологического знания, различать на каком уровне организации живого они работают, высказывая то или иное суждение на уроке, и научились видеть общие структурные и функциональные схемы за реальными анатомическими и физиологическими проявлениями организма и наоборот.
В качестве примера позволю себе рассказать о построении блока занятий «Как сокращается мышечная клетка» в курсе «Анатомия и физиология человека 8 класс». Очевидно, что для ответа на этот вопрос необходимо выйти за рамки жёсткой тематической предметной разделённости и рассматривать единство структуры и функции нервной и мышечной систем через схему рефлекторной дуги на органно-тканевом, клеточном и субклеточном уровнях. При этом важный момент в том, что сам процесс сокращения принадлежит органно-тканевому подуровню, а механизм, его объясняющий, представлен на субклеточном подуровне организации живого.
Для решения поставленной задачи учащиеся должны:
1. удерживать общую схему строения животной клетки,
2. демонстрировать умение выявлять её на морфологически различных клетках поперечно полосатой мышечной и нервной ткани,
3. представлять структуру межклеточного взаимодействия,
4. выявлять на микрофотографиях, рисунках или по описанию в тексте структурные элементы, индивидуальные для каждого типа клеток,
5. изображать на схемах своё понимание процесса передачи сигнала от нервной системы к мышечной ткани, выявляя на них «белые пятна» непонимания, определяя границы своего знания,
6. уметь формулировать вопросы на понимание.
В данном примере кроме формирования целостного представления о процессе и механизме сокращения мышечной клетки учащиеся:
1. овладевают способом работы со структурой биологического знания,
2. выходят за пределы предметных знаний для обсуждения момента передачи сигнала по мембране нервной клетки, т.к. вынуждены разбираться с понятием «поляризация», «ион», «волна».
Самым большим, на мой взгляд, успехом от проведения данного блока занятий было появление от учащихся вопросов о принципе изменения пространственной структуры белка в присутствии кальций-ионов. Как вы понимаете, в восьмом классе, ни о какой структурной химии, тем более о биохимии, ещё не говорят, но учащиеся сами выходят на постановку подобных вопросов. Только представьте, на сколько мощным потенциалом будут обладать учащиеся, если подобные вопросы будут подхвачены соответствующими учителями-предметниками!
Позволю себе ещё один пример, в котором мне видится механизм обновления знаний в преподавании биологии. Для того, что бы биология являлась наукой о жизни, необходима понятийная проработка фундаментального понятия биологии – понятия «жизнь». Данное понятие в биологии отсутствует, а сам термин, вводимый через совокупность факультативных и неспецифических признаков, не может быть положен в основу теоретической биологии. Как следствие, мы имеем множество нерешённых проблем далеко выходящих за пределы естественно научной плоскости знания.
Обсуждение вопроса «Что такое жизнь?» выносит учащихся за рамки привычных предметных представлений, знакомит их с культурными образцами работы с понятием, позволяет выстроить работу на различение термина, определения, понятия.
В конечном итоге, раскрывая понятие «жизнь» как открытую устойчиво неравновесную систему, совершающую работу против хаоса (против второго начала термодинамики), учащиеся выходят на понимание механизма функционирования экосистем и начинают применять язык физики, обсуждая вопросы пирамиды биомасс, определяя её через понятие «энергия» и «открытая устойчиво неравновесная система».
В целом, обновление знаний в практике преподавания биологии становится возможным при пересборке предметного материала с применением элементов метапредметных технологий, что позволяет
• демонстрировать работу по построению понятия (технология метапредмета «Знание»), что показано на примере построения модуля «Что такое жизнь»),
• находить общие способы решения генетических задач (технология метапредмета «Задача»),
• выявлять принципы хранения и передачи информации, т.е. принципов написания генетических текстов (технология метапредмета «Знак»),
• выводить учащихся к обсуждению проблем современного биологического знания, сталкивая позиции нескольких теорий по вопросу развития живой материи (элементы метапредмета «Проблема»)
Должен признаться, что я нахожусь только у черты, за которой начинается понимание общей схемы сборки предметных знаний для формирования единого пространства предмета и в данном выступлении хотел поделиться с вами некоторыми фрагментами своей практики.
Благодарю за внимание.
0
 

0 комментариев к записи

Trackbacks для записи [ Trackback URL ]

Для данной записи нет trackbacks.

Ссылки

Ноябрь 2018

П В С Ч П С В
   1234
567891011
12131415161718
19 20 2122232425
2627282930  

0 пользователей просматривает

0 Гости
0 пользователей
0 скрытых пользователей

Добавить запись

Чтобы добавить запись в блог, нажмите на ссылку ниже: http://1314.ru/forum...logid=3

Поиск по блогу