Проектный Колледж: ЕСТ-1 Как я прохожу курсы "повышение квалификации". - Проектный Колледж

Перейти к содержимому

-----
Провёл сегодня, пользуясь методическим днём и отменой семинара отдела в НИИ время за компьютером в системе непрерывной индивидуальной профподготовки. Ниже следует свободная запись мыслей, которые возникали у меня в процессе работы с системой. Размещаю их на этом ресурсе, т.к. это будет честно в отношении ко всем участникам работы ЕСТ-1.

Структура ИКТ компетентности не может быть основой моего профессионального развития, т.к.:

1. Не затрагивает содержание преподавания, но лишь касается формы, в которой преподносится информация.

2. Информационные технологии на порядок отстают от технологий эпистемических (знаниевых) и не способны создать условий для обеспечения деятельностного и мыследеятельностного освоения учащимися способов работы со знаниями, различения знаний от информации и мнения.

Добиваться «успеха в информационном обществе» - это задача начала 20 века. В настоящий момент это лишь поможет встроить очередной винтик в отлаженный механизм, превратит учащихся в потребителей фастфуда и создаст барьеры, мешающие смысловому погружению в реальность нового, эпистемического социума.

Я отказывают «превращать учащихся из потребителей информации в её создателей»! Эта задача хороша для разведения «питательных сред» при отлаженных технологиях «оранжевых революций». Для меня целью образования является инициация человека мыслящего, владеющего методами проектной работы (если уж не владеющего проектным мышлением… таковых в стране единицы), рефлексивным мышлением, полифокусным видением объекта, способного работать в режиме «знающего незнания», прорываясь за границы познанного социумом. Т.о. ученик должен превратиться из «создателя информации» в творца знаний.

Создаётся впечатление, что создатели данного пространства не различают знание и информацию. Это легко увидеть при работе с ресурсами сайта. Так ссылка «общество знаний» не имеет ничего общего с наработками по эпистемическим технологиям. Более того, на сайте нет даже следов разработок последних 20 лет по мыследеятельностной педагогике. Столь явное игнорирование опыта, изучаемого ныне зарубежными партнёрами, распространяемого на регионы, выглядит несколько демонстративно. Т.о. ничего о реальной педагогике XXI-века с сайта почерпнуть не возможно.

Структуры опросов, построены таким образом, что приходится восстанавливать за вопросом представление составителей о инновационной деятельности в образовании, отсекая намеренно новое содержание образование, всё, что связано с работой в метапредметных и эпистемических технологиях.

«Рекомендации учителям и школьной администрации» заставляют сомневаться в собственном рассудке, т.к. напоминают «пережёванную кашицу» для учеников класса коррекции. Но как иначе охарактеризовать задание: «Чтобы узнать больше, щёлкните по каждому изображению», а при клике обучающийся видит, к примеру, фразу: «Моя школа поощряет моё участие в сообществах педагогов по внедрению инновационных методов обучения». И что, извините, я должен из этой каши узнать? И как данное предложение продвигает меня в освоении инновационных методов обучения?

Идём дальше… Следующий слайд показывает, что под «техническими проблемами» создатели презентации понимают лишь проблемы с железом, «устранение неисправностей», забывая, что понятие «техника» гораздо шире. Понимаю, что создатели ресурса не знакомы, даже по курсу истории философии, с «Никомаховой этикой», но почему нужно это восстанавливать дабы твой ответ посчитали правильным? Понятие techne входит в типологию знаний, наряду с empeireia (опытное знание) и episteme (знание теоретическое). Но и на этом типология знаний не заканчивается. Именно уметь видеть различные типы знания важно для человека в 21-м веке, т.к. на основании знаниевого анализа можно эффективно противостоять вызовам человечеству.

Далее авторы презентации проводят равенство между «базовыми умениями и навыками в области ИКТ-технологий» и «инновационными технологиями в образовании», что в корне неверно! И, опять-таки, это показывает, что знаний, предоставляющих при их освоении возможность творческой реализации в рамках нового образовательного стандарта, не имеет смысла ожидать от данного ресурса. О том, что и этот слайд повторяет для меня, как заклинание, что «я узнал больше» можно было бы умолчать, но, коллеги, удерживать эмоциональную реакцию становится всё сложнее. Я ничего не узнал, а проводить анализ ресурса из экспертного фокуса «себе дороже», т.к. закончится признанием моей ИКТ-безграмотности создателями ресурса.

Задаюсь вопросом: какова реальная цель данного курса в 36 часов? Ответ лежит, как уже стало привычно, в рамках экономического знания… Отсюда вывод: основной процесс в образовании – получение прибыли, а роль учителя, родителя и ученика сведена к роли питательной среды, в которой данную прибыль можно сделать. Рыночные отношения…

О, выликолепный вопрос: «может ли готовность педагогов к внедрению ИКТ ускорить реформу образования?» Гм, отвечу «да» - ответ будет верным, но я не согласен с этим! Поскольку под реформой образования понимаю не оснащение школ повседневными средствами коммуникации, а внедрение технологий, способных вывести мышление Россиян на уровень недостижимый для остальных стран, живущих под игом информации. Только это и способно обеспечить нам лидерские позиции в мире. Сейчас, в условиях зарождения постиндустриального мира, технологии эпистемические перекрывают любые потуги информатизации.

Да… ответил «да» и был «загнан» в рамки того, что «моя установка должна соответствовать установкам ЮНЕСКО…». Простите, почему? И на каком основании меня форматируют под шаблон, разработанный…ещё надо восстановить, с какой целью… Фонд Сороса тоже работал во благо учёных в «нищей России» и кормил их, не спорю, но и сам кормился идеями, до которых не могли дотянуться «на западе».

Господи, но почему мне нужно читать фразы о том, что вымышленный персонаж рад, что научился использовать возможности иннет-пространства??? Я и не прекращал их использовать, но цели у меня отличны от целей, которые мне навязываются!!! Ну, освоил холёный молодой человек в свои двадцать с, небольшим, Power Point, так чему радоваться? Тому, что несмотря на аутизм, он всё же эту «сверхзадачу» выполнил? Странно, что в детстве он этого не сумел сделать, что для этого ему потребовались курсы… он не пенсионер, так откуда он такой, болезный? Он же должен быть информационным аборигеном, по возрасту.

Должен сказать, что делать скриншоты посчитал не целесообразным. Потеря времени. Каждый может сам убедиться в том «Чего требует от меня следование рекомендациям ЮНЕСКО». И, после того, как своим опросником составители загнали меня в рамки подчинения, мне сообщают, что это во благо демократическим преобразованиям в образовании? Подмена понятий так глубоко укоренилась в практике ИКТ? Нет, это всего лишь результат принадлежности разработчиков к массовой информационной эпохе. К прошедшему времени. Да же если оно для кого-либо ещё не наступило, может быть, не стоит «догонять и перегонять», всё едино не догоним? Может быть, имеет смысл обратить внимание на действительно передовые разработки, не имеющие аналогов в мире?

В примере с интерактивной доской, как средством преподавания и обучения, опять-таки проявляется отсутствие различения между средством и результатом. Применение средства обучения не гарантирует получение результата предметного…Тем более метапредметного. Это говорит лишь об обученности в применении средства. С какой целью, позвольте спросить, я должен применять средство? Как самоцель? Отнюдь, лишь для достижения цели образования, в которую не входит лишение учащихся возможности развития способности воображения, схематизации, теоретического мышления, наконец! Мешает или помогает этому то, или иное средство? В том варианте, в котором предложено его использование –мешает.

ИКТ в классе… Пример с применением компьютеров в сельской школе сформулирован не корректно, т.к. из текста задания не следует, что групповая работа на уроках и вне уроков не используется педагогом (11-й шаг). Логическая ошибка содержится и в следующем шаге. Несчастной Инне Ожогиной, даже после поощрения от руководства, будет трудно координировать деятельность в международной коммуникативной среде круглосуточно (хотя бы исходя из физиологических возможностей организма). Но, как мне кажется, авторы презентации имели в виду иное… А зачем вообще круглосуточная координация живого процесса общения? Вопрос лишь в том, вокруг чего строится коммуникация? Имеет ли она значение для развития мышления учащихся? А вот этот процесс координировать необходимо.

И, вот, наконец-то, добрались до сути. Ссылки на порталы, без присутствия на которых, я должен почувствовать себя неполноценным педагогом… Простите, но в моё интернет-пространство ещё и эти ресурсы не вписываются, т.к. я не желаю становиться несчастной Инной Ожогиной, которой весьма трудно вместить информационную среду в полном объёме.

Коллеги, если для нас с вами ещё может быть новым само пространство информационной сети, то большинство учащихся давно проводят свободное время в этой помойке. И применение ИКТ на уроке сделает, разве что, привычным процесс обучения, кажущийся им архаичным без ИКТ-технологий, не более. Привычное не может мотивировать на получение знаний. А от обилия информации они и так пухнут.

Моделирование возможно и без применения ИКТ-технологий, и это не связано с кружком «умелые руки», т.к. моделирование, прежде всего, есть особый тип мыследеятельности, приводящий к возникновению идеальных конструкций – моделей, благодаря применению которых можно выйти на построение новых знаний. И, если при достаточно мощном возмущении магнитного поля Земли вся электотехника и электроника откажет, способность моделирования останется с вами. Конечно же при условии, что вы обладаете этой компетенцией, а не играете «в кубики» с помощью компьютерной программы.

Учиться везде, при любых условиях, даже без компьютерной техники – вот базовая компетентность, которую нужно привить в интеллект учащихся, а не прививать им фундаментальные основы неогуманизма с потерей человечности.

Как человек, не умеющий непосредственно общаться, будет выстраивать общение по сети? Статистика суицида среди подростков в Европе говорит о том, что ИКТ-технологии и интернет-общение не приводят к формированию устойчивой к нагрузкам современного социума личности, не говоря уже о шестом технопромышленном укладе…

Как это «мило»…: «ученики больше не зависят от печатных книг и материальных ресурсов…». Первое, книга является единственным источником (не информации), а знания и, освобождая от неё, мы лишает возможности учащегося научиться мыслекоммуникации с автором, носителем идеи. Второе, независимость от материальных ресурсов иллюзорна, т.к. ресурс закабаляет ещё больше, т.к. требует новых программных продуктов, нового железа, новых дополнений… Его величество «Бакс» правит. Не обманывайте себя, коллеги.

Обучение в виде заучивания информации уходит в прошлое. А вот способность работы со знанием благодаря таким презентациям может и не сформироваться вообще.

Решение проблем… Коллеги, проблема – это задача, решение которой не было найдено за всё время существования человечества. Это открытая точка выхода за пределы научного знания о мире. Это прорывная область научного знания. Решение проблем недостижимо для учащихся. А решение задач в задачной форме обучения не развёрнуто в привычном для многих «Проблемном обучении». Читайте книгу Метапредмет «Задача» А.А.Устиловской, книгу Метапредмтет «Знание» Н.В.Громыко и применяйте эти наработки в практике.

О, когда на информационном ресурсе говорят о проектном подходе, обычно не задают рамки проектной деятельности. Это связано с тем, что под проектом понимают всё, что выходит за рамки рутинной классно-урочной системы. Но это не так. Исследование не есть проект, кружок не есть проект, реферат, доклад, стенд не есть проект! Проектная форма как раз-таки и выводит учащихся в реальность постановки, присвоения проблем, моделирования ситуации, приводит к деятельности по реализации замысла на преодоление проблемной ситуации. Но. Что бы это было присвоено учителем, нужен либо опыт работы в проектной команде, либо, как минимум, 3 года обучения на базе НИИ ИСРОО, участие в организационно-деятельностных играх, круглых столах, семинарах по обновлению знаний и т.д.

Да почему, если у меня нет доступа к ИКТ это автоматически означает, что процесс обучения нельзя преобразовать? Это откровенное заблуждение! Групповая работа, техника построения команд не нуждаются в ИКТ как необходимом условии. Это просто дополнение. Почему же оно должно быть базовым, не понимаю!!!

И вот, опять, «цифровое повествование» оказывается проектом… Грустно это. И это уже было неоднократно в истории, когда расходились представления о том что человек реально может и его реальные возможности. Нет никакой разницы, сделан стенд от руки на стене или на интерактивной доске. Это привычное стендоделание, не более. И никакой это не проект.

Люди, писавшие эту презентацию, не имеют ни малейшего представления о том, что такое проектная деятельность, какие этапы в развитии проектной идеи есть…

Да…если для курса ИКТ-технологии в России используют цитаты Билла Клинтона, понятно откуда вся эта муть… пусть цитата абсолютна верна, пусть знания это единственный неотъемлемый ресурс, обладание которым в новой реальной экономике будет гарантировать выживаемость социума, но такими способами общество знаний не построить. Так возможно лишь утопить в болоте информации.

Нужно привлечь к разработке ресурса отечественных маркетологов, иначе во всём, структуре, форма преподнесения информации, фотографиях (лицах, интерьере) лежит печать ЮНЕСКО… Всех это не увлечёт.

О, наконец-то слова, которые мне понятны. Слова о подготовке профессионала в мире меняющихся профессий, быстрой смены сферы деятельности. Но это всего лишь слова. Авторы не отвечают на вопрос «как», не дают технологии работы по обучению в мире, в котором существует заказ на таких специалистов. Может они просто не обладают такими технологиями? Судя по их представлению о проектной деятельности, так оно и есть. Тогда чему они могут научить?

Ну вот, приехали… Оказывается томограф способен изучить процессы мышления! Машинка, которая способна увидеть лишь структуру может отследить уникальный акт мыследействия? Вы в этом уверены? Не смешите.

Не нужно, не нужно работать в информационном обществе! Нужно строить эпистемическое! Выжали мочало, начинай сначала… Фастфуд в чистом виде…

И всё, что можно реализовать без ИКТ почему-то приписывают этой технологии… Стою на асфальте в лыжи обутый… Только такая ассоциация…

Уф… устал восстанавливать за понятиями понимание составителей тестов… Можно подумать, что «критические суждения» с их т.з. ценны сами по себе. Да это пустота без рефлексивного мышления! А.Аверченко читайте! Мой любимый персонаж –мужик-быдло, который не способен понять тонкость мысли собеседника, но обладает на всё единым «критическим суждением» и, по этой причине, пользуется авторитетом в обществе.

Плюнул на прочтение. Прошёл тест на завершение курса. Получил 76% верных ответов. Не сдал. Улыбка Придётся тратить время на восстановление логики составителей. Пустая трата времени для получения корочки. Это угнетает больше всего. Не нужен педагогически выверенный ход на развитие мышления, нужно лишь формальное согласие с этой системой. Хотелось бы ошибаться...
0
 

3 комментариев к записи

А я пошла на курсы в МГУ. Назывались они "Конкретная педагогика". Там был интересный заход на чтение и обсуждение классических педагогических и психологических трудов, выявление позиции автора и осмысление своей работы с точки зрения теоретических оснований своей деятельности. Также была попытка выявить актуальную трудность в собственной педагогической деятельности и спроектировать средство ее преодоления. Для проработки я взяла ситуацию с образовательным проектом и продумыванием возможных разворотов. Участие в курсах оказалось результативным.

Но в целом я Вас понимаю, что нет желания делать то, что в перспективе даст корочку, но по сути есть потеря времени и тренировка рефлексии.
0
Хороший пример ситуации к началу книжки В.А. Лефевра про конфликтующие системы. Еще одна практика рефлексии как отображения в своем сознании сознания другого. Полезно для общения с начальством...
Советую это расценивать исключительно как игру. Но жаль на это времени ...
0
Насчет учиться можно везде и без компьютеров всеми руками за!
0
Страница 1 из 1

Trackbacks для записи [ Trackback URL ]

Для данной записи нет trackbacks.

Ссылки

Март 2024

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
18 19 2021222324
25262728293031

1 пользователей просматривает

1 Гости
0 пользователей
0 скрытых пользователей

Добавить запись

Чтобы добавить запись в блог, нажмите на ссылку ниже: http://1314.ru/forum...logid=3

Поиск по блогу