Проектный Колледж: Ответы на курсах ПК "Методика развития одарённости в предметных областях" или иначе "Олимпиадное движение в школе. Биология". ч.2. - Проектный Колледж

Перейти к содержимому

-----
Значит мы должны давать детям Линнеевский способ классификации и не более того. Но вопрос "как давать"? Лучше через переоткрытие, чем информационным блоком.
3. Какие блоки содержания обычно включают задания окружного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии?
То, что лекция определяет как блоки содержания есть, по сути, тематизм учебников по биологии. Основные информационые разделы, не более того. Но содержание-то в них может закладываться различное. Так можно дать учащимся эволюционные идеи по вектору Ч.Дарвин - СТЭ, а можно представить некоторый спектр теорий (прерывистого равновесия, экосистемная теория, номогенез, Ч.Дарвин, СТЭ и т.д.) и на основании сопоставления сильных положений каждой теории выработать представление о проблемном поле эволюционизма сегодня. Но это же "не формат" данного этапа ВСОШ... Однако, готовить учащихся не к работе в области биологии, а к каждому этапу, закладывая алгоритм действий "под этап" по сути является оскоплением их возможностей в профессиональной деятельности.
Иной тематизм можно заложить, используя всего лишь три схемы: структуру биологического знания по схеме полифокусного видения объекта, уровни организации живого (как ось, по которой эта схема перемещается и схема эволюции биосфер, кот содержится в не явном виде в схеме уровней организации, но позволяет обсуждать гипотезы возникновения царств живого с т.з. экологии).
4. Перечислите основные знания и умения, которыми должны обладать участники окружного этапа ВСОШ по биологии.
Не стану "копипастить" лекцию. Копипастер из меня никудышний... Меня больше интересует вопрос чем можно дорастить привычные ЗУН-ы в данном конкретном случае? Ведь, согласно новым ФГОС, нужно развивать УУД. При этом, отдаю себе отчёт, что понимание УУД в зависимости от того, к какой педагогической традиции принадлежит учитель, будет различным. Но ФГОС говорит о коммуникативных, регулятивных, метапредметных и личностных УУД. Личностные в рамках подготовки и проведении олимпиад в тестовой форме лучше не развивать, т.к. это создаст "конкурентно способную личность". Коммуникативные возможно, если обучаем учащегося сопоставлять позицию создателя задания и свою, т.е. обучаем ведению внутреннего диалога на основании предложенной информации. Регулятивные - т.е. способность к пониманию и сохранению собственной позиции... может сказаться на результатах тестирования скверно... нет, не стоит об этом говорить. Метапредметные - конечно же. Но грубое перечисление способов работы с организованностями знания или работы с задачей и проблемой будет лишь информирванием о возможностях. Деятельностное содержание может передаваться только через деятельность по его освоению, в которой чтение текста и его понимание лишь первый этап. Остальные выстраиваются через коммуникацию и применение полученных знаний.
5. Разработайте план мероприятий по организации подготовки учащихся вашей школы к участию в окружном этапе ВСОШ по биологии.
Содержательно ответ присутствует в ответе на вопрос 2.2. Алгоритм действий... зачем он вам, коллеги? Его нужно создавать под ситуацию работы с конкретной группой учащихся, в зависимости от их мотивированности и области интересов, ситуации в семье (да, без этого можно "наломать дров"...). Общий алгоритм будет так же далёк от реального как материал от содержания.
6. Разработайте учебное занятие для школьников, на котором будут рассмотрены методические походы к выполнению олимпиадных заданий окружного этапа ВСОШ (примеры заданий на усмотрение слушателя курсов).
Материалом для такого занятия может послужить запись биотурнира с выступлением команды ОУ. Оценивая содержание работ докладчика, оппонента и рецензента можно выявить проблемные зоны биологического знания, способы работы участников биобоя, выявить подходы к решению поставленной задачи и, благодаря работе в рамке "второго кита" биологии, вынужденно заглубиться в предметный материал.
Но, коллеги, нет, разработку чистую не стану проводить. Простите великодушно.

"Методика подготовки и проведения школьного этапа Всероссийской Олимпиады Школьников по биологии" - наименование очередного текста, прочитанного мной в рамках обучения на курсах по работе с одарёнными детьми. Посмотрел дальнейшие тексты - пустота. Коллеги, неужели форма на столько превышает содержание нашей работы, что ни единого методического приёма по развитию одарённости или по выявлению таковой не будет представлено? Неужели вы сами не понимаете, что подобный курс теряет смысл для учителей? Алгоритм действий для организаторов олимпиады важен, но не это должно быть содержанием курса повышения квалификации!!! Ну, перечислили вы в лекции какие-то умения, которые нормативно обязаны дети демонстрировать на олимпиаде, и что с того? Как методически учащихся вводить в содержание? Какие дидактические модели для этого существуют? Кем эти модели разработаны и где можно с ними познакомиться, у кого перенять, где практически освоить? Практики ГДЕ??? Те, у кого можно научиться работе с одарёнными? Неужели личного знакомства с Сергеем Глаголевым, Евгенией Петраш, Ириной Кобузевой как с носителями традиции по подготовке учащихся к поступлению в престижные ВУЗы страны биологического профиля недостаточно для перенимания у них методики работы с одарёнными детьми? Неужели им нечего рассказать на страницах этого курса? Отдаю себе отчёт в том, что проблематизирую устроителей данного ресурса, но, коллеги, примите это как заказ от слушателя. Я уверен на 100%, что читать нормативные документы мы можем и перед сном... усыпляет хорошо, знаете ли... А вот пообщаться с носителями традиции преподавания и перенять у них методики по подготовке это было бы реальным продвижением в педагогической практике слушателей. Даёшь содержание! Уберите форму на второй план. нет, я понимаю, что формально оценивать проще, что критерии под уникальность и одарённость чётких не разработаешь, что интуитивное очень трудно перевести в сознание и оформить в виде методических рекомендаций, но такова суть работы методиста. :)Пока говорителей много, а вот делателей нет.

Одна из целей данного курса - научить слушателей "оценивать олимпиадные и конкурсные задания на экспертном уровне". Человек, занимающий экспертную позицию, обязан быть не просто транслятором учебника. Он должен подтверждать свой профессионализм публикациями в проф. изданиях, ВАК-овских изданиях, конференциях и съездах Всероссийского и мирового уровня. При этом как педагогических, так и биологических. Научить меня "оценивать" что-либо на уровне эксперта возможно лишь сделав из меня эксперта, т.е. профессионала высшей пробы. В рамках курсов повышения квалификации меня можно обучить лишь алгоритму проверки и я буду честно имитировать работу эксперта, не являясь таковым. По этой причине я за данное направление даже не возьмусь и даже браться за обучение этому не стану. Года два назад Сергей Менделевич Глаголев, прочитав диагностическую работу по биологии для 7-го класса, целью которой было научить детей выявлять структуру биологического знания, занимая предельно чёткую позицию эксперта от биологического образования, очень чётко продемонстрировал своё отношение к этому подходу конструктивной критикой и несогласием. Но Сергей Менделевич удерживает позицию педагога, обеспечивающего репродукцию научных кадров для МГУ. Моя же позиция - носителя биологической онтологии и её трансляция для не биологов. Это диаметрально разные подходы к биологическому образованию. Т.о. важно не только наличие эксперта, но и чёткое понимание его экспертной позиции. Для этого необходима экспертиза экспертов. Кто осуществляет эту функцию в случае командообразования на данном ресурсе? Простого человеческого отношения для этого мало. Мало сказать "а давай ты будешь читать или проверять работы". Эксперт курса, как средство обучения слушателей, должен соответствовать тому экспертному фокусу, который важен конкретно для выполнения задач курса.
0
 

0 комментариев к записи

Trackbacks для записи [ Trackback URL ]

Для данной записи нет trackbacks.

Ссылки

Ноябрь 2017

П В С Ч П С В
  12345
6789101112
13141516171819
20 212223242526
27282930   

0 пользователей просматривает

0 Гости
0 пользователей
0 скрытых пользователей

Добавить запись

Чтобы добавить запись в блог, нажмите на ссылку ниже: http://1314.ru/forum...logid=3

Поиск по блогу