Проектный Колледж: Курсы ПК "Методика развития одарённости в предметных областях" или иначе "Олимпиадное движение в школе. Экология".Ч.2 - Проектный Колледж

Перейти к содержимому

-----
И так, продолжу...
Руководитель проекта в настоящее время проектирует биопромышленный кластер экономики общества развития (утопия, которой живу). На этот вариант вышли пока единицы учащихся (выпускников) школы (и учащихся других школ, которые были вовлечены в проект “по ходу работы”).
Определите внешние ориентиры: на какие нормы и образцы необходимо равняться, имеют ли значение третьи лица, какое значение имеет материально положение и т.п. Какие внешние факторы могут быть полезными?
Качества личности помогающие:
• обретение субъектности (позиционности) в отношении к деятельности в которую включён и к ситуации в которой пребываешь
• способность выявлять проблему и переводить проблему в ряд задачных ситуаций, требующих решения
• способность к деловой коммуникации с интересантами и экспертами
• ученическая позиция - готовность к самообразованию, целеполагание… образно - “вкус к саморазвитию”
• открытость
• креативность - способность переводить поражения в победы (отказ от сотрудничества как способ обучения переговорам, отсутствие финансов как способ преодоления субъективных трудностей в представлении ресурса проекта и т.д.)
• ориентированность на действие
• рефлексивное мышление (без “залипания” в состоянии рефлексии без деятельности)
Качества личности мешающие:
• зацикленность на ложных ограничениях (шоры, снижающие вариативность решения задач)
• бездеятельностная рефлексия (разговор о провороненных возможностях без выхода на деятельность)
• страхи перед ситуацией (любой, успеха ли, поражения ли, всё едино)
• отсутствие субъектности
• гипертрофированное самомнение
Норма проектной деятельности закладывается исходя из схем шага развития и цикла проектной деятельности в традиции МДП. В то же время схемы не только структурируют работу, но и являются препятствием, форматирующим мышление. Г.П.Щедровицкий нарисовал схему слоёв мыследеятельности и теперь вся школа Ю.В.Громыко пытается эту схему наполнить и преодолеть, перерасти. Пока не удалось… за четверть века. :)
Пока эта норма работает на учащихся. До наполнения ещё далеко, но когда-нибудь такое произойдёт и мы увидим рождение новой методологии и новой образовательной технологии -преемницы традиции ЗУН-МДП.
Носителями нормы является группа экспертов (методологов, руководителей проектов, предметных экспертов из различных областей знания). Встречи с ними реализются по разному (проектные сессии, семинары с элементами ОДИ, ОДИ, участие в школах игротехников, присутствие на Сессиях Стратегического Сценирования (ССС) и т.д.)
Материальное положение не важно, т.к. в идею проекта закладывается широкое представление о ресурсе в котором финансовый ресурс - один из многих. Без него можно обойтись - идея “бизнес с нуля”.
Если на внешнем контуре проекта возникает препятствие - это уже хорошо! Только через позиционное противостояние участники могут ситуационно продемонстрировать что им даёт работа в проекте, каков личностный и метапредметный результат их деятельности. Вне ситуации не может быть развития и какого-либо действия. Так что любые препятствия приветствуются. :)

3. Проведите учет влияния внешних факторов, которые могут вызвать отклонение от выбранного пути. Можете ли вы воздействовать на эти факторы? Могут ли они вам в какой-то мере помочь?
Частично ответ содержится на параграф выше. Если проект система живая, значит она имеет постоянные колебания в рамках выбранного пути развития. Факторов много и факторный анализ ситуации важен. Выявив систему факторов, влияющих на развитие проектного замысла, можно управлять проектной деятельностью учащихся, демонстрируя им то или иное “препятствие”, тем самым создавая искусственную ситуацию преодоления. Непреодолимые факторы либо раскладываются на ряд решаемых задач, либо выводятся из системы до того момента, когда учащиеся накопят достаточно опыта деятельности, что бы встретить непреодолимый фактор и удержать собственную позиционность.
а) Опишите, как участники (дети, студенты) попадают и включаются в проект? Как знакомятся с его устройством (цели, возможности, правила и т.п.)?
б) Как организован выход из проекта?
Вернёмся к трём ступеням проектной работы в школе (не в проекте). первая ступень - 5-7 классы - ознакомление с проектным пространством школы в рамках мотивационных курсов (4 проектных направления за учебный год проходят учащиеся в группах по 15 человек) на котором они осваивают в рамках некоторого общего дела цикл замысел-реализация-рефлексия, учатся пониманию, схематизации, рефлексии, работе в команде на разном материале. 8 класс - курс “Введение в проектную деятельность”, где перед учащимися раскрывается более полно и строго на схемах шага развития, знания-незнания механизм проектной деятельности. По завершении курса учащиеся пишут выпускную работу (бизнес-план, план реализации, эссе в зависимости от материала на котором происходило вовлечение в деятельность) и представляют прототип продукта. 9-11 класс непосредственно работа в проекте по выбору. Участие в проектной деятельности обязательно на 100%.
Для 9-11 класса 3 раза в год осуществляется проектная сессия. В начале года - сессия по запуску проектов, на которой учащиеся знакомятся с существующими проектами, новыми проектными инициативами, которые были заявлены на этот год, и определяются с выбором проекта. Изменить решение возможно 1,5-2 месяца с начала работы, предоставив продукт своей деятельности в проекте и содержательную аргументацию актуальности перехода в другой проект. Вопрос о переходе рассматривается комиссией из руководителей проектов и зам. директора по проектной деятельности в ГБОУ. Учащийся получает аргументированный ответ (почему отказали, почему разрешили) и либо дорабатывает проектный год до конца (отчитываясь результатам деятельности), либо сразу меняет направление проектной работы.
Проектные инициативы рассматриваются все (прошедшие предварительную экспертизу на соответствие норме проектирования), но запуск проекта по инициативе поддерживается если: набирается команда не менее 5 человек, готовых работать в этом направлении, есть носитель культурной традиции (нормы работы), который обязуется курировать это проектное начинание. Были исключения (проект “призвание”, который рассматривал проблему жизни после смерти, как продолжение дела жизни соратниками - творец живёт в своих творениях).
Промежуточная проектная сессия для подведения предварительных итогов проектного сезона проводится в середине зимы.Цель - продемонстрировать результаты проектной работы команд каждого направления, получить экспертную оценку, продемонстрировать работу проекта для среднего звена школы. На этой сессии выступления команд включают в себя анализ деятельности проекта в рамках поставленных задач, заостряются моменты тупиковые, не преодолимые командой (для включения экспертов и школьного сообщества в работу по преодолению трудностей).
Итоговая проектная сессия может быть отменена (если событийность не требует представления результатов для всего школьного сообщества) или проведена в конце апреля, или заменена рядом внешних в отношении к ГБОУ мероприятий, в которых участвуют проектные команды.
Проектная сессия - 6 часов работы 1 день. В событии участвуют все учащиеся 9-11 классов, руководители проектов, приглашённые эксперты, администрация школы. В промежуточной проектной сессии участвуют учащиеся 8-11 класса и желающие 5-7 классов (некоторые определяются с проектом гораздо раньше своих одноклассников).
Выход из проекта по итогам окончания обучениямой - защита аттестационной проектной работы, которая может быть представлена в виде отчёта об участии во внешних мероприятиях с представление проекта на конкурсах, в успешном переговорном процессе с получением софинансирования, заключения партнёрского (или договора о намерениях) соглашения с представителями бизнес-сообщества и т.д. в зависимости от решаемой задачи в рамках поднятой проблематики.
“Балласт” - упорно игнорирующие или не освоившие в виду особенностей индивидуального развития данную форму работы, представляют рефераты по деятельности проекта, которые им засчитываются положительно. Вот с этой “целевой аудиторией” я провожу “организованную борьбу”, как с идеологическими противниками развития. :) Для детей я - монстр.
Какова более широкая ценностная рамка, в которой возникает столь высокая ценность проектирования как формы организации человеческой деятельности? Попробуйте ее определить и хотя бы гипотетически положить в этой рамке другие возможности движения, кроме движения в проекте. Вполне ТРИЗовская задача :)
Наиширочайшая, на мой взгляд, рамка - присвоение социокультурной проблематики. Т.е. в результате обучению проектной деятельности мы пытаемся втянуть учащихся в культурную традицию проектирования (в рамках культуры ММК) формируя Российскую социокультурную идентичность. Формирование общества развития, точнее поколения развития, некоторой активной категории граждан, определяющей своё место в развитии России как страны в рамках концепции устойчивого развития Природа-Общесто-Человек, работающих на переход к шестому технопромышленному укладу… Как-то так. :)
Но это работает не только за счёт обучения проектированию. Это и метапредмты, и лекции д.ф.н. Н.В.Громыко для старшеклассников по книге “Труд самоопределения в современном мире” Ю.В.Громыко, и кураторская служба (откреплённый кл. рук) и применение метапредметных технологий в преподавании предметов, и образовательные и проектные экспедиции с отрывом от “благ цивилизации” (галжетов) и гитарные посиделки, и кружок керамики, и интеграция учащихся в сообщество выпускников… этот комплекс задач решается коллективом, не мной.
Вот, в кратце, содержательные моменты организации проектной деятельности у нас.
Если вас, коллеги, заинтересовал наш подход, буду признателен за отзыв.
Что препятствует организации исследовательской и проектной деятельности школьников по экологии в Вашем образовательном учреждении?
1. Для реализации исследовательской программы в настоящий момент нужны финансовые русурсы. Т.к. питомник дикорастущих растений у нас есть, но предотвратить кражу с его территории можно лишь поставив ограду, наработки по созданию оранжереи на межкорпусном переходе у нас есть и подо что её использовать ясно, но нужно финансирование для проведения работ БТИ и возведение конструкции по нашему ТЗ, нужен ряд садового инвентаря (компстеры, шредеры, системы капельного орошения типа лента и индивидуальные горшечные и т.д.
2. Человеческие ресурсы. Т.к. организация долгосрочной программы исслеований на мне одном не удержится (а ведь нужно каждому ставить руки и голову!), т.к. работа с начальной школой и средним звеном требует как минимум 2-х педагогов на группе в 15-ть человек (иначе просто не уследишь за тем, кто кому куда чего засыпает просто так. )
3. Недостаточно лабилен оргресурс, т.к. строго "по инструкции" многого не сделаешь, а без оной делать вообще ничего нельзя. Бывают пробуксовки из-за оргнесостыковок (а у кого их нет?). Иногда нужно провести 7 уроков в день по биологии или экологии, но это противоречит нормам СанПин-а... Зато как хорошо ложится в нормы исследовательской деятельности! Нда... несостыковка получается... И с практикумами на выездных экспедициях та же история. Время не всегда согласуется с задачами моей экспедиционной работы, т.к. экспедиции комплексные.
4. Пространственный ресурс (для создания лабораторного практикума мало одного кабинета. Нужен кабинет теории и кабинет практики, т.к. привести в состояние лектория кабинет после практикума не всегда возможно за перемену. :)
5. Связи между школой и практикоориентированной наукой. Я всегда за интеграцию науки-промышленности и образования, но формат нашего образования "не велит"...
Немного о том, что мне для продолжения подобной деятельности необходимо: 1. содержательные контакты с лабораториями и ВУЗ-ами, т.к. развернуть на базе школы работы по изучению сапрофитной микрофлоры почв, или работы, связанные с масштабированием аквапонных систем, оснащённых модулем водоочистки не представляется возможным. В принципе, под запрос учащегося должна быть возможность контакта с практиками и учёными, которые занимаются этим направлением. 2. выстраивание единой системы интеграции науки-промышленности и образования по всем перспективным направлениям развития. 3. создать систему формирования новых областей занятости под решаемые экологические задачи. Последнее поясню. Сейчас образование создаёт специалистов, которые через 5-6 лет обучения в ВУЗ-е могут оказаться невостребованными по многим причинам. Это и избыток специалистов в отрасли, и устаревание моральное подхода, в котором специалист был подготовлен. Избежать этого возможно лишь тогда, когда сами учащиеся (ещё будучи школьниками) формируют прототип той сферы деятельности, социальный заказ на которую будет сформирован лет через пять. Как этого добиться - отдельная тема. Есть разработки и есть методика и дидактика опережающего обучения и есть практика. Но организовать такую структуру возможно лишь в рамках одного отдельно взятого ВУЗ-а (а лучше системы ВУЗ-ов, т.к. Университетов реальных.. ну три-четыре на страну, это МГУ, С-Пб ГУ, НовосибГУ, Казанск. ГУ...м.б. и пропустил один или другой, извините), который "закрыт" для атак формалистов и сам диктует заказ на выпускников, исходя из реальных требований развития науки и общества. 4. организация сети школ на базе разработок Школы Генеральных Конструкторов (не формально вынесших на штандарт это название, а реально осуществляющих практику) 5. организация на связке наука-промышленность-образование сети детско-взрослых научно-исследовательских лабораторий и производств, в которых ведущая роль в разработке отводилась бы детям. Взрослый - консультант, педагог, стейкхолдер (на первоначальном этапе работы), но не более того. И дети не дешрабсила для чистки речки-вонючки! А то у нас теория отдельно, а практика по очистке лесопарка отдельно... Чистить парк можно и без знания законов развития биосферы.
"Учитель должен сам обладать достаточными знаниями, чтобы ответить на большую часть заданий муниципального этапа ВсОШ по экологии". По словам ряда учителей, высшей категории, которым я всецело доверяю, они могут подготовить к ЕГЭ, но сдать его на отлично не готовы. Это связано с тем, что их объём знаний превышает требования ЕГЭ. Не знаю, насколько это высказывание правомерно к муниципальному этапу олимпиады по экологии... Но, я не устану это повторять, объём информации и объём знаний не одно и то же. Если у меня ученик знает, где можно найти ответ на поставленный вопрос (и это не "википутия", а литературный источник за которым работа научного направления), при этом способен проанализировать текст, задать вопросы на понимание, связаться с теми, кто может на них ответить или найти дополнительную информацию, содержащую в непроявленной форме ответ, выявить его и предъявить собственное понимание этого ответа я считаю, что он знает ответ вне зависимости от объёма информации у него в голове. Информация, если не используется для получения результата, стирается или превращает человека в лингафонную приставку. В мире полном сомнительной информации (взять хотя бы "проблему глобального потепления"... в результате которого "наступит глобальное похолодание") при 40 летнем отставании курса биологии средней школы (а может и большем) от реальных вопросов биологии, при понятийном хаосе (а наука ли экология, или это раздел биологии... или технологической химии... или просто красная тряпка для неугодных компаний?) оценивать по объёму информации не кажется уже не правомерно. Но что тогда есть знания и как с ними работать, если это не информация? Вот этот вопрос меня интересует больше всего.
Третья Всероссийская конференция по экологическому образованию (7-8 ноября). Участвовал... можно так сказать. Пленар первого дня напоминал по содержанию докладов декларацию об охране окружающей среды. Со всем согласен, но делать то что? Констатация фактов хороша для отчётно-выборочных мероприятий партий, но как это связано с конференцией? Сознаюсь честно, после пятого доклада покинул зал. Следующий день сулил возможность обмена опытом, остроту дискуссии во время проведения круглых столов. Как бы не так! Если круглые столы "сливают" в один, то в чём смысл изначального разнесения тем? И если поднимаемые вопросы не отвечают на вопрос "как строить деятельность в рамках экологического образования", то зачем вообще проводить конференцию? Для награждения орденом Вернадского? Видимо я выбрал не ту секцию для своего выступления. Надеюсь, что на других было иначе. Буквально через неделю была конференция по программе МГУ-школе в центральном здании МГУ. Доклады пленара были содержательны, а работа секции, несмотря на то, что мои тезисы не превратились в выступление, позволила момент обсуждения представленных работ. Зарёкся ходить на конференции, которые проводит команда "природопользователей". Газпром "наше всё", одним словом. Когда же мы от пользования перейдём к развитию, о котором так много говорим?
К слову о вопросах этой конференции... Пока я стоял у своего постера, общее оживление среди учительской аудитории вызвало появление одного человека. приношу свои извинения за полное незнание его вклада в развитие экологического образования и абсолютное незнание его личности ибо аз есьм серость неучёная к педсообществу не относящаяся... Но тема, которую этот господин предлагал обсудить с учителями на секции была им озвучена предельно чётко. Постараюсь не потерять содержания при сокращении цитирования. "То, что я предлагаю, моим ученикам не интересно... что с этим делать, давайте это обсудим...как заинтересовать учащихся этим..." Увы, коллеги, для меня эта ситуация показывает, что привычные педагогические технологии перестают работать на аудитории современной. Но почему бы не работать от интереса самих учащихся. Не бывает такого, что бы интереса не было вообще. Да, это требует пропедевтической работы, начиная с начальной школы с интенсификацией в средней и полным разворачиванием в старшей общеобразовательной школе, но это возможно. При одном "но" - отказе от информационного подхода. Правда мы все уже такими "деятельностниками заделались"... с момента выхода новых ФГОС... А если честно? Единственная деятельность, которую осваиваем в совершенстве - имитационная. Отсюда и отсутствие интереса у учащихся к предложениям нашим.
Из анонса курса по подготовке школьников к олимпиаде по экологии: "индивидуальное консультирование по написанию проектно – исследовательских работ" предусмотрено. А если экологическим проектированием занимается группа учащихся с 8 по 11 класс из разных фокусов знания и не только биологического, тогда как можно получить консультацию для группы? Мне, как руководителю проекта, было бы важно, что бы команда проекта получила поддержку как информационную,так и ресурсную, поскольку личные контакты с сотрудниками МГУ, Аптекарского огорода и Ботсада не создают условий для осознания общей рамки проекта всей проектной команды.
0
 

0 комментариев к записи

Trackbacks для записи [ Trackback URL ]

Для данной записи нет trackbacks.

Ссылки

Ноябрь 2017

П В С Ч П С В
  12345
6789101112
131415161718 19
20212223242526
27282930   

0 пользователей просматривает

0 Гости
0 пользователей
0 скрытых пользователей

Добавить запись

Чтобы добавить запись в блог, нажмите на ссылку ниже: http://1314.ru/forum...logid=3

Поиск по блогу