Проектный Колледж: Альтернативная биология - Проектный Колледж

Перейти к содержимому

 
- - - - -
К вопросу о центре тяжести всех направлений работ
(или как всё это мною собирается и видится).

В целом, у меня есть два узла тяготения, которые взаимосвязаны и представляют собой целое:
1. модель биопромышленного кластера экономики на базе системы полуавтономных сетей-поселений, основанная на идее отбора «дополнительной мощности биоценоза» с постепенным усложнением естественного компонента системы.
2. выстраивание схемы науки экологии, определение предмета, методов, способов и т.д., с опорой на идеи Вернадского о ноосфере и труд Кузнецова О.Л., Кузнецова П.Г., Большакова Б.Е. «СИСТЕМА ПРИРОДА-ОБЩЕСТВО-ЧЕЛОВЕК: УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ».
Как стягиваются сюда все направления работы?
a) Диагностика знаний влечёт за собой необходимость изменения единицы содержания предмета биологии в школе. Создание программы биологии для ГОУ СОШ под цели формирования экологики в сознании учащихся – база для изменения подхода к использованию ресурсов биосферы.
b) Построение курса экологии города (начал с нынешним 10-м классом) на базе представлений по п.п. 2 выявляет единицу содержания экологии и так же преследует цель обучение экологике (см. п.п. «а»)
c) Проектная работа есть площадка для практической обкатки модели биопромышленного кластера (возникло устойчивое ощущение необходимости разработки и применения ЭМ-технологий, вермикультуры, некоторых других методов биотехнологии в быту на уровне хлебопечки для повседневного применения так же «быстро и просто»). Т.е. позволяет найти «корову» полифункциональной усадьбы 21-го века.
d) К п.п. «с» так же относятся контакты с владельцем Ф/Х «Серафимов Дар», предоставляемая им площадь под опытную базу и биостанцию с последующим открытием детско-взрослого производства.
e) Разработка модели биопромышленного кластера и построение экологии, как науки, позволит выстроить схему терраформирования планет под нужды человека (а это проект Марс и база на Луне)
f) Всё это требует разработки новых источников энергии (в т.ч. и биологических, таких как фитолампы, к примеру), способов её передачи и запасания, новых средств транспорта, мобильной связи, разработки схем естественного безотходного производства.
g) Под эти задачи необходимо создание сети школ, производств, мастерских, лабораторий как точек роста биопромышленного кластера, т.е. биопромышленного крыла ШГК.
h) Сюда же необходимость связей с НИИ, ВУЗ-ами и т.д.
i) Эпистемотека, форум ГОУ СОШ 1314 – инструменты для педагогической работы и, одновременно иннет-площадки для создания проектной общности пространственно разобщённых команд и экспертов.

Теперь по структуре биопромышленного кластера экономики.

Основные принципы, на которых строится получение продукции есть принципы пермакультуры, основанные на знании базовых закономерностей развития биосферы, а именно:
Зак. единства организм-среда, закон единства структура-функция, закон константности живого вещества для данного геологического периода (что связано с потоком энергии на единицу эффективной площади поверхности), закон максимума (связывает предельные возможности экосистемы в поглощении материи и преобразовании энергии в вещество), Закон устойчивости живых систем (чем сложнее, тем надёжнее).
Данный список закономерностей роста биосферы можно продолжить. Следствием из данных законной есть несколько важных принципов ведения хозяйства:
1. Естественность (Ярусность энергособирающих систем, преобразующих энергию в вещество, т.е. растений, видовое разнообразие – смешанные посадки с разным сроком сбора урожая вместо монокультуры, каждый организм или механизм должен приносить разностороннюю пользу)
2. безотходность (загрязнение – продукт, который мы не можем использовать. Работа – потребность, которая не может быть удовлетворена системой)
3. каждая потребность должна удовлетворяться как минимум из трёх источников.

Так же нужно опираться на ряд опытных фактов, к примеру продуктивность фотосинтеза при постоянном световом потоке и увеличении концентрации СО2 не изменяется если не увеличивать влажность. В случае увеличения влажности способность системы фотосинтезировать возрастает по экспоненте с увеличением концентрации СО2

Поскольку биопромышленный кластер есть система из двух принципиально различных по функционированию и структуре компонент, т.е. естественного и искусственного (механизм-организм как целое), где система человек-машина есть частный случай, нужно продумать принципы взаимодействия, приводящие к усложнению естественного компонента в процессе взаимодействия естественного и искусственного при постоянном приросте продуктивности естественного компонента и уменьшении работы на получение избыточной продукции. Отбор избыточной продуктивности системы есть способ регуляции её состояния.
- - - - -
Естественнонаучные прорывы выносят нас к новым границам знания, меняют наше представление о законах развития и существования мира. Революционность естественнонаучных прорывов приводит к изменению окружающей нас привычной действительности. Благодаря технологии естественнонаучного прорыва, возникает ситуация, в которой теоретическое знание и технологии не только многократно опережают в своём развитии гуманитарные науки, но и запускают механизм социокультурного регресса.
Прикладные технологии, развивающиеся в результате выхода к новым границам знания, направлены на увеличение удобства коммуникации и действия человека, снижение риска для жизни, при этом забывается его биологическая природа. Любое живое существо должно подвергаться «проверке на прочность» для развития и закрепления навыков работы в экстремальной ситуации, а так же нормального функционирования систем и органов. Социальная природа человека так же подвергается регрессу, поскольку благодаря современной технике снимаются рамки социального группового поведения, направленного на выживание группы и вида в целом.
Меняется сама стратегия выживания. «Социальность» подменяется «стадностью» и «стайностью» с преобладанием одиночных систем выживания. Понятие «общности» базируется теперь не на самоотождествлении с родовой группой или этносом, и не на принадлежности к группе единомышленников, а выстраивается по отношению к возможности «взаимопользования». Вместо семьи – сексуальное партнёрство, вместо дружбы – взаимовыгодное сотрудничество, вместо гражданства – контрактное служение и космополитизм. Какое отношение к этому имеет знаниевый прорыв? К сожалению, большинство населения не имеет непосредственного отношения к исследованию границ знания, но является пассивным пользователем технологических инноваций. Происходит присвоение результата без деятельностного участия в процессе создания. При этом подменяется цель внедрения инновации с функциональной на материально-финансовую. Человек вместо использования очередного инструмента для саморазвития получает лишнюю порцию комбикорма для самости.

Морально-этические аспекты применения нового знания, обычно не рассматриваются при анализе последствий изменения естественнонаучных представлений. Более того, гуманитарные последствия расширения сферы естественнонаучного знания не могут быть спрогнозированы на этапе работы на границе естественнонаучного знания.

Для устранения конфликта между развитием естественнонаучного и гуманитарного знания, важно выделить такую область человеческого знания, в которой естественным образом соединены оба направления. Нужно увидеть область знаниевого контакта, найти непротиворечивое направление развития и простроить схему переопределения векторов развития естественнонаучного знания на основании полученной картины.

Эта область непротиворечивой целостности естественнонаучных и гуманитарных проблем характерна для биологии, как области наук о живом. Именно успехи в молекулярной и клеточной биологии обнажили проблемные аспекты, как применительно к естественнонаучной, так и гуманитарной плоскостям биологического знания. Именно проблемы сохранения биосферы – проблемы экологии и необходимость «биологизации» сознания диктуют требования к технологиям настоящего и развитию технологий будущего.

В своём стремлении в открытый космос человек забывает, что находится на борту уникального космического корабля, движущегося во Вселенной. Жилой отсек Солнечной системы – планета Земля. Для любого человека, жившего в условиях космической станции, мысль об умышленном разрушении или загрязнении жилого модуля кажется дикой, по причине опасности для собственной жизни. Уникальность планеты Земля, как жилого модуля космического корабля, заключена в отсутствии любых неудобств космической станции (кроме метеоритной опасности). При этом, экипаж Солнечной системы безостановочно разрушает свой жилой отсек и одновременно ищет возможность воссоздать условия жилого отсека во вспомогательных или технических отсеках корабля! Предложите экипажу МКС выполнить такую задачу. Что вы услышите в ответ? Прежде всего – правду о себе и о предложенной авантюре. 
Даже в книге Вачнадзе «Королёв ХХI – век» мысль о деградации биосферы является, на мой взгляд, лишь литературным приёмом для введения читателя в проблематику естественнонаучного знания без его биологической составляющей. Конечно, я согласен с термином «наукоцентризм общественного сознания», данным Вачнадзе во вступлении ко второй главе своей книги. Бездуховность и невежество есть результат доминирования естественнонаучного развития над гуманитарным. Это в той же мере опасно, как и обратная ситуация – гипертрофия гуманитарной составляющей в ущерб естественнонаучной. Однако, призыв автора «направить средства и знания на изучение законов Природы с целью оказать максимальное содействие её восстановлению, на духовное обновление человека, воспитание в нём умения жить в равновесии с Природой, частью которой он является сам и тем самым предотвратить гибель человеческой цивилизации», остаётся лишь призывом.
В какой-то мере, поиск новых источников энергии, перекликается с призывами об «экологической чистоте», но и сам автор упоминает некий «экологически чистый» генератор энергии, секрет которого держится в тайне пользователем, что объясняется возможными катастрофическими последствиями для Земли при массовом внедрении подобного «экологического метода» получения энергии.
В тоже время в биосфере нет проблем с получением и переводом энергии солнца в энергию химических связей с последующим её использованием. Природа использовала конструкцию электромагнитного мотора задолго до появления многоклеточности (несократимая система роторного мотора жгутиковой бактерии)! Единственным механизмом, «не найденным» в природе, является колесо (хотя скручивание колесом позволяет гусенице одной предгорной бабочки за счёт качения со склона уйти от преследователя ). Даже проект космического лифта был бы неосуществим без разработки кевлара – волокно которого, создано по аналогии с белком паутинной нити! Таким образом, ответы на вопросы современной науки могут содержаться буквально «у нас под носом», но чтобы увидеть ответы на них необходимо качественное изменение в направлении развития современной науки. Не в «крупномасштабных космических исследованиях» можно найти решение современных проблем человечества, а крупномасштабных исследованиях живой планеты – собственного дома.
Конечно, в качестве ещё одной сверхзадачи, освоение космоса (полёт на Марс, планетарные базы на ближайших планетах земной группы и т.д.) способно поднять экономику страны за счёт сборки отраслей вокруг единой сверхзадачи, однако выбор сверхзадачи может быть фатален для человечества, если вектор поиска направлен от Земли.
Даже в сказках счастье ищут «на стороне», а находят - вернувшись домой.

Согласно работе В.С. Стёпина «Теоретическое знание» в основу развития современной западной цивилизации положен принцип «деятельностно-активного» отношения человека к природе, которому противопоставляется принцип восточной цивилизации – «У-ВЭЙ» или, в переводе, «не-делание». На мой взгляд, это противоречит истине, т.к. принцип «У-ВЭЙ» - способ активного действия в границах не нарушения гармонии природы, а не «бездействие» в понимании отсутствия всякого действия. Эти принципы (Востока и Запада) противопоставимы лишь в отношении к путям деятельного познания. (Восток: созерцание – осмысление – действие (на созидание; Запад: действие (через и на разрушение) – созерцание – осмысление).

П.м.м., нужно думать над вопросом: что определяло целостное неделимое представление о мире на востоке и в чём был ущербен запад, заполняя лакуны научным познанием? Я не отрицаю значение периода античности в становлении научной формы познания. Я всего лишь хочу понять, как произвести синтез целостного восприятия мира и какое место в целостном восприятии должно быть у разрозненных научных знаний, когда даже внутри одной области знаний специалисты не всегда понимают язык друг-друга.
Как учёный XVII века должен был заниматься натурфилософией, внося изменения в картину мира, так учёный XXI века должен соизмерять последствия своей научной деятельности по отношению к основным проблемам современности.
- - - - -
Объяснением к карте экологических проблем я, в какой-то мере, изложил в презентации «Эргономика приусадебного хозяйства» и тексте к ней.
Вместо «хищнического природопользования» я стараюсь построить собственное взаимодействие с окружающей средой в стратегии «разумного, экологического землепользования». Обе эти стратегии развития взаимоотношений со Средой приводят к «терраформированию», т.е. направленному изменению биосферы, однако, стратегия «хищнического землепользования» приводит к обеднению биосферы, в то время как стратегия «разумного землепользования» - это стратегия формирования ноосферы, максимальной по насыщенности видами и количеству получаемой биомассы.
Примером удачного направленного терраформирования может считаться изменение микроклиматических условий за счёт обогащения акклиматизированной флорой побережья Чёрного моря, ныне курорты Сочи, Адлер, Пицунда. Первоначально в этих местах с влажным и тёплым климатом свирепствовала малярия (правда ныне мало кто про это помнит). Огромная работа по акклиматизации растений, обогащающих воздух эфирными маслами направленному изменению ландшафта, привела к формированию уникального микроклимата с оздоравливающим эффектом. Так сказать, морской воздух и эфирные масла эвкалиптов в одном флаконе .
Технология no till, - посадка бобовых или зерновых культур без предварительной вспашки, может являться вторым примером разумного природопользования. Снижение себестоимости посадки и выращивания культурных растений при увеличении урожайности полей и обогащении почвы органическими веществами позволяет либо сократить площади посадок при сохранении урожайности, либо увеличить урожайность без изменения площади посадок. Спутниковый мониторинг роста и развития культурных растений позволяет не только спрогнозировать урожайность, оптимизировать сроки уборки, но и внести изменения в карту посадок, учитывая оптимальные микроклиматические условия для каждой культуры, используемой в севообороте.
Эти примеры показывают, что концепция разумного землепользования ни к коей мере не направлена на снижение хозяйственной деятельности человека, но меняет её направленность с разрушающей на созидающую. Более того, для действительно разумного землепользования необходимо привлечение высокотехнологических отраслей промышленности и создание новых отраслей или реорганизации существующих.
Разумное землепользование строится на изучении естественных векторов развития биосферы, смены биоценозов, трофических сетей сообществ, моделировании воздействия человеческой деятельности, прогнозировании последствий и выборе оптимальной стратегии, основными критериями которой являются:
• Прирост продуктивности во всех звеньях биогеоценоза
• Безотходность технологий природопользования
• Усложнение внутрибиоценотических отношений за счёт усложнения биоценоза
• Минимизация затрат ресурсов и их самовосстановление
Стратегия разумного землепользования исключает возможность загрязнения Среды. Под «загрязнением» понимается накопление биологически не редуцируемых продуктов жизнедеятельности человека более не используемых им. Это не исключает, к примеру, использование искусственно синтезированных полимеров, но обязывает разработать варианты микробной редукции пластиков по истечении их срока годности или иных вариантов переработки (световая редукция, терморедукция), или разрабатывать способы их принудительной рециркуляции вне биологических механизмов обмена веществ и энергии.
К сожалению, глобальное изменение стратегии природопользования возможно лишь при построении новой энергетики, не связанной с использованием ископаемых видов топлива (газ, нефть, каменный уголь, торф). В целом, вся система экономики должна строиться на ином принципе. Не на принципе финансовой выгоды, а на основе стратегии выживания человека, как вида и биосферы в целом.
Единственная отрасль экономики, которая уже сейчас может и должна быть реорганизована, - это производство ядохимикатов и химических удобрений. Основой этого сегмента химического производства является игнорирование биологических механизмов регуляции численности вредителей и биогеоценотической основы плодородия.
Превратное представление об антропоцентризме, сформированное внутри стратегии хищнического землепользования можно противопоставить не менее эгоистичному, но конструктивному антропоцентризму стратегии разумного землепользования. Человек формирует мир под свои нужды, вот только то, что нужно ему, это, прежде всего, сохранение и преумножение ресурсов планеты (к поверхности которой он привязан).
Призывы «зелёных» не несут в себе конструктива, поскольку являются противовесом внутри стратегии хищнического землепользования. И обычные разговоры о нанесении вреда себе или Среде не выходят за рамки привычного представления о стратегии развития человеческого общества. Более того, кластерные модели развития регионов без привязки к Среде и просчёта воздействия на развитие биоценозов региона лишь усилят напряжённость биоценозов и приведут к скорейшей деградации экосистем, т.к. экосистема региона, испытывающая критическое воздействие одного или двух факторов при отраслевой экономике, при образовании экономического кластера будет испытывать критическое воздействие одновременно большого числа факторов.
Так, в зонах захоронения радиоактивных отходов формируется биоценозы из видов наиболее радиорезистентных. Популяция полёвки серой сменяется на популяцию полёвки рыжей (в частности, если правильно помню результаты наблюдений за ЗСР-ами). Но, в целом, включаются механизмы компенсации и биоценоз не страдает. Если же к радиационному воздействию прибавить инфразвуковое, плюс токсическое, сочетанное действие негативных факторов приведёт к элиминации ряда видов и деградации биоценоза.
Ещё одна закономерность. Интенсивность критического воздействия факторов по отдельности будет много больше интенсивности критического воздействия каждого фактора при их сочетанном действии.
Термины «экосистема» и «биоценоз» отражают соответственно структуру и функции кластера Среды. Без учёта кластерности биосферы не реально, на мой взгляд, строить промышленно-экономические кластеры, т.к. не будут созданы единые кластеры ноосферы.
Т.о., изменение стратегии развития с хищнической на разумную естественным образом прерывает «порочный круг» экологических проблем. Решать же экологические проблемы внутри стратегии хищнического землепользования не имеет смысла. «Решение экологических проблем», как это нынче принято, до боли похоже на современные способы аллопатии: лечим почки и губим печень, лечим печень - губим сосуды и т.д.
Ключ к решению экологических проблем сокрыт в создании единой теории Земли, как живого существа. Сможем ли мы занять по отношению к Земле предначертанное в Писании место, или до собственного вымирания будем «разделять и властвовать»?
- - - - -
Введение
Результатом экологического проектирования является:
• восстановление нарушенного биоценоза
• переструктуризация биоценоза
• создание антропобиоценоза
• создание полуавтономного агробиоценоза.
Средствами экологического проектирования являются:
• знание о функционировании биоценозов и биосферы в целом
• знание о границах знания и проблемах естественнонаучной и социокультурной плоскостей
• математическое моделирование экологических процессов
• классическое биологическое знание о видовом разнообразии и условиях жизнедеятельности видов
• точное представление о достигаемом в процессе проектирования результате
Поскольку экологическое проектирование включает в себя не только мыследействие, но и деятельность по реализации задуманного, средствами для реализации экологического проекта будут ресурсы (интеллектуальные, технические, технологические, пространственные, финансовые).
Экологическое проектирование включает в себя следующие этапы:
• Составление карты экологических проблем региона
• Выявление структурных связей экологических проблем
• Проработка цели (что должно получиться в результате осуществления)
• Выявление структурных связей внутри получаемого результата (моделирование)
• Разработка пошаговой стратегии реализации (не забываем, что экологическое проектирование это процесс, способный занять от 5 лет до нескольких десятилетий и более)
• Постановка тактических целей и пошаговое моделирование результата
• Пошаговая реализация проекта
Замечу, что в процессе реализации этапы проектирования циклически повторяются (проектирование-выполнение-сравнение с задуманным – «поправка на ветер» - выполнение -… и.т.д.)
Для чего нужно экологическое проектирование: (см. файл «экологическая проблематика естественнонаучных прорывов»).
Восстановление нарушенного биоценоза, как экологический проект.
Время восстановления биоценоза при его нарушении прямо пропорционально степени его деградации. При полном разрушении экосистемы хвойного леса (до уровня земель под вспашку), потребуется много больше времени, чем на восстановление экосистемы хвойного леса при частичной или санитарной рубке.
В какой ситуации восстановление биоценоза можно рассматривать, как проект? Прежде всего, при деградации экосистемы лесной части лесопарков города, поскольку для больших экосистем при естественных гарях восстановление происходит автономно без участия человека.
Обычная работа по восстановлению экосистемы леса ведётся в режиме механической посадки саженцев хвойных пород, выращенных в питомнике. При этом способе посадки формируется ряды одновозрастных деревьев одного вида. Такая механическая посадка, как бы опережает естественный механизм восстановления экосистемы, исключая этапы зарастания гари травами (такими, как Кипрей ланцетолистный) с последующим вытеснением луговых трав биоценозом лиственного леса, который как раз и должен замещаться биоценозом смешанного и, наконец, хвойного лесов. Минусом механической посадки является большая предрасположенность высаженных саженцев к болезням и вредителям, низкая резистентность к неблагоприятным абиотическим факторам. Это вызвано, как методом посадки, так и нарушением биоценотических связей на участке вырубки или лесного пожара. Т.е. наблюдается тот же эффект, что и при монокультурной посадке полевых злаков.
Т.о., задачей экологического проекта является не механическая высадка древесных видов растений для «заращивания проплешины», а разработка методов управления естественным процессом регенерации, для ускоренного восстановления экосистемы и применение их на практике.
Переструктуризация биоценоза, как экологический проект.
Необходимость переструктуризации биоценоза возникает:
• при выявлении в экосистеме очаговых инвазий и инфекций (для ликвидации очага без нарушения целостности биоценоза),
• при направленном изменении климата (как в случае с Черноморским побережьем Кавказа)
В настоящее время проблема очаговых инфекций и инвазий решается методом Александра Македонского («разрубить и закопать»). При подобном подходе к решению проблем уничтожается не только источник инвазии, но и разрушаются связи внутри биоценоза. Если быть последовательным в применении данной технологии, борьба с бешенством должна заключаться в полном уничтожении видов животных, являющихся природными носителями этого вируса.
В стабильной экосистеме, отличающейся согласованностью внутрисистемных связей, роль возбудителей инфекций и инвазионных болезней, как факторов окружающей среды, заключается в регуляции численности животных и элиминации особей с низким уровнем приспособленности к условиям существования. Максимальную интенсивность воздействия на популяцию животных эти факторы приобретают в годы популяционных волн (максимальной численности популяции) и последующий период (волна численности возбудителя следует с временным сдвигом по отношении к численности восприимчивого животного).
Было бы ошибкой вмешиваться в природный механизм регуляции численности путём тотального уничтожения инвазионных видов и возбудителей инфекций в их природном ареале. Система мер по предотвращению негативных последствий вспышки природноинфекционных болезней и инвазий для человека и животных-доместикатов должна учитывать значение факторов естественного поддержания гомеостаза экосистемы, моделировать и прогнозировать популяционные волны, моделировать и осуществлять, если это возможно, последовательное системное замещение, вплоть до естественной элиминации возбудителя, или преобразование звеньев экосистемы для создания барьерных зон ограждения (изоляции) очага инфекции.
Система мер по вакцинации диких животных от природноочаговых вирусных и бактериальных болезней приводит к постепенному усилению вирулентности вирусов и инфекционности бактерий в результате естественного отбора и не решает проблему стратегически. Более того, благодаря усилению вирулентности и инфекционности, увеличивается вероятность летального исхода при заражении человека и не вакцинированных домашних животных.
Т.о., задачей экологического проекта, направленного на переструктуризацию биоценоза, является разработка системы мер сдерживания или мер замещения при увеличении видового разнообразия и внутрибиоценотических связей. При увеличении видового разнообразия происходит закономерное увеличение продуктивности экосистемы, следовательно, предельная численность особей одного вида, способных существовать на данной территории увеличивается.
Создание антропобиоценоза, как экологический проект.
Антропобиоценозы, как это понимают сегодня, есть, прежде всего, агробиоценозы полей и любые иные системы, не способные к автономному существованию, требующие постоянных действий со стороны человека, направленных на поддержание постоянства в системе.
Для агробиоценоза это система мер по предотвращению восстановления экологического равновесия, свойственного естественному биоценозу. Эта направленность воздействия характерна и для отношений человека и биоценоза в условиях населённого пункта. В сущности, говорить о наличии экосистемы в условиях поселения городского типа не приходится.
Система мер по поддержанию видового растительного разнообразия в городе сводится к механической высадке растений «для озеленения» дворовых территорий, парков и скверов. Посадка крупномеров (древесных видов) и кустовых форм, разбивка газонов осуществляется без учёта экологических особенностей используемых видов (отношения к абиотическим факторам и агрессивности в отношении других видов). Практически не используются приёмы вертикального озеленения лианами.
Антагонистические взаимоотношение природных экосистем и человека в условиях города в конечном итоге приводят к чрезмерным ресурсозатратам во всех областях человеческой деятельности. Поскольку сохранение свойственных климатической зоне региона экосистем в условиях городской среды не возможно, создание искусственной экосистемы, с учётом урбанистического ландшафта, является первостепенной задачей для решения большинства проблем города.
Создание полуавтономного агробиоценоза, как экологический проект.
Основной проблемой сельского хозяйства является борьба с сорными растениями, болезнями растений и животных, борьба с вредителями. В непрекращающихся боях за урожайность полей и «киллограммолитры» продукции животноводства момент биологической целесообразности погребён под финасовыми отчётами производителей вакцин, гербицидов и пестицидов. Уже отмечалось, что развитие болезни – есть проявление естественного механизма регуляции численности одного вида животного при превышении численности популяции оптимального значения для данной территории. Этот факт умышленно игнорируется, т.к. признание его, как данности приведёт к осознанию необходимости изменения всего комплекса работ в сельском хозяйстве. К таким же последствиям приведёт отношение к сорным травам, как к растениям-пионерам, функция которых – восстановление нарушенного вспашкой (эрозией) биоценоза луга.
Главной задачей на пути создания полуавтономных агробиоценозов является увеличение продуктивности обрабатываемых площадей при сокращении затрат на получение единицы продукции с учётом биологических законов развития и существования экосистем.
После краткого описания возможных направлений экологического проектирования, остановимся более подробно на теме создания антропобиоценоза в условиях городской среды, как основы для успешного существования и развития городов.
(продолжение следует)
 

Страница 1 из 1

Ссылки

Декабрь 2017

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
18 192021222324
25262728293031

0 пользователей просматривает

0 Гости
0 пользователей
0 скрытых пользователей

Добавить запись

Чтобы добавить запись в блог, нажмите на ссылку ниже: http://1314.ru/forum...logid=3

Поиск по блогу