Проектный Колледж: Понимание рассказа Л.Добычина "Дикие" - Проектный Колледж

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Понимание рассказа Л.Добычина "Дикие"

#1 Пользователь офлайн   Sosna 

  • Мастер коммуникации
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Выпускники
  • Сообщений: 1 528
  • Регистрация: 05 октября 06

  Отправлено 24 февраля 2009 - 10:24

Добрый день.

Как видно из названия, эта тема посвящена пониманию рассказа Леонида Добычина "Дикие" (пока только этот рассказ).
Предлагаю Вам прочитать этот текст, написать свои первые впечатления и заметки. А дальше (может быть через день/два после того, как прочитали текст) первые шаги в понимании, но что должно быть непременно, так это: а) какими средставми пользовались б) что получилось после использования этих средств в) как использование средств продвинуло в понимании текста. Схемы приветствуются.

Ну, а дальше исходя из того, что получится, буду писать, на что обратить внимание и т.д.

P.S. Было бы очень хорошо, если бы с этим рассказом ознакомились и включились в работу (помимо тех, кто постоянно на форуме): Виктория Игоревна, Алиса Викторовна, Ольга Игоревна и др.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  _____.doc (63К)
    Количество загрузок:: 62

Sed semel insanivimus omnes - Однажды мы все бываем безумны
Одна малеенькая вещь, а меняет всё настроение!!! =)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Dura lex, sed lex - Закон суров, но он - закон.

Изображение Изображение Изображение

"Даже примитивная схематизация..."
0

#2 Пользователь офлайн   1314* 

  • Любитель коммуникации
  • PipPipPipPip
  • Группа: Выпускники
  • Сообщений: 977
  • Регистрация: 17 августа 06

Отправлено 25 февраля 2009 - 14:27

Прочитала, спасибо.
Первое впечатление - "Глупость какая-то". Не рассказ глупость, а безрезультатность. Оно, конечно, хорошо, что Максима-татарина не утопили и Ванька не повесился, но... странно как-то. Как будто ничего не изменилось, хотя столько всего произошло.

Я, наверное, отстала от жизни как-то, но "а) какими средставми пользовались
б) что получилось после использования этих средств
в) как использование средств продвинуло в понимании текста." - о каких средствах идёт речь? О написании текста, языке? О выразительных+литературных? О чём?
Машка Румянцева (Соколовская), 15 выпуск.

8-915-007-32-48
0

#3 Пользователь офлайн   Sosna 

  • Мастер коммуникации
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Выпускники
  • Сообщений: 1 528
  • Регистрация: 05 октября 06

Отправлено 26 февраля 2009 - 12:41

Я уж думала, что никто не напишет.. :)

Посмею посоветовать обратить особое внимание на эту самую "безрезультатность", не просто так тебе так кажется. :)

Нет, ты не отстала от жизни. Приведу пример, вот ты читаешь какое-то стихотворение и чувствуешь, что там какой-то особый ритм. Далее определяешь и строишь ритмическую кривую, что позволяет (при правильном подсчёте) определить где в стихотворении оппозиция. Соответственно средство: построение ритмической кривой, результат эта та самая оппозиция (это если кратко), а как продвинуло в понимании.. ну, это уж зависит от того, как толковать оппозицию и т.д.

Так же и с текстом. Лично я при первом прочтении к концу текста окончательно запуталась в героях и в том, что там происходит(ло). Соответственно чтобы понять, надо было поработать с телом произведения, то есть вообще определить кто там есть, как они географически расположены и т.д. Это тоже средство. С какими средствами будете работать Вы, я не знаю, поэтому и прошу о них писать. Может быть, тебе для начала будет интересно понять, почему появляется "безрезультативность" и ты будешь для начала прорисовывать все действия, которые там были и результат...
А может ты будешь пользоваться тем, что тебе дали в Колледже или тем, что тебе ближе.. В общем, полная свобода в выборе средств. :)
Sed semel insanivimus omnes - Однажды мы все бываем безумны
Одна малеенькая вещь, а меняет всё настроение!!! =)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Dura lex, sed lex - Закон суров, но он - закон.

Изображение Изображение Изображение

"Даже примитивная схематизация..."
0

#4 Пользователь офлайн   1314* 

  • Любитель коммуникации
  • PipPipPipPip
  • Группа: Выпускники
  • Сообщений: 977
  • Регистрация: 17 августа 06

  Отправлено 26 февраля 2009 - 13:04

Бр. Как-то путано)
Если рисовать линию, как ты говоришь, то получится ровная симметричная дуга - после недолгой прямой.
Обьясню, почему.
Кстати, чтобы не путаться в том, кто есть кто, кто кому сын, дочь, муж и жена, мне несколько раз приходилось возвращаться к началу - да, это есть:)

А что касается линии...
Сначала коротенькая прямая - это то, где они все друг к другу сватаются, женятся и тд (ту часть рассказа, где идёт описание, в расчёт не берём).
_________________________________________
А потом потихоньку идёт вниз. Сашку Максим начинает обижать, она приезжает=Максима бьют и почти топят, Ванька уезжает, его жена - Варька вроде - гуляет там с кем-то со станции, потом они все разводятся, и Трошка с Фросей разводится (опять же из-за Максима), Сашка с Максимом разводятся, Варька с Ванькой разводятся, Варька забирает детей и таскает посуду. Трошка уезжает к братьям.
__________________________________________
А вот теперь - "темнее всего перед рассветом" - они вдруг все мирятся и пережениваются обратно. Это и есть полудужка вверх.

Вопрос: зачем были эпизоды с поездкой в город и унижением матери, и с отвезением плотника и зерном?

Машка Румянцева (Соколовская), 15 выпуск.

8-915-007-32-48
0

#5 Пользователь офлайн   Катя Ч. 

  • Любитель коммуникации
  • PipPipPipPip
  • Группа: Выпускники
  • Сообщений: 660
  • Регистрация: 18 июня 06

Отправлено 26 февраля 2009 - 13:19

Ну почему сразу "никто" - тут подумать надо... :)
Я напишу первые впечатления и дальше думать пойду :)

Обаятельный рассказ, с юмором. И рассказчик не менее обаятельный - кажется, что это мальчишка лет 16, который старательно вспоминает все, что может, перескакивая иногда с пятого на десятое от усердия; и еще он во время рассказа шмыгает носом и вытирает его рукавом.

Вечный русский город N. Даже деревня. В конце хочется приписать "Живи еще хоть четверть века, // Все будет так. Исхода нет". О чем рассказ? О "загадочной русской душе" - набить друг другу лица по пьянке, потом опять помириться. О том, что люди по-прежнему дикие. О том, что человек должен отличаться от зверя: герои в рассказе только пьют, едят и женятся (причем про любовь там речи нигде не идет).

Еще одна мысль: "Я расскажу немного про своих родных" - фраза некоего абстрактного человека. Плюс - он автор. То есть человек расскажет о себе подобных человеках. О всех нас.

С героями, кто с кем и кто куда я как-то сразу разобралась. Поэтому здесь ничего сказать не могу про средства. Какие еще средства? Интуиция, уже прочитанные произведения. И твердая уверенность, что слова не могут значить только то, что они обозначают, привитая в Колледже и в институте.

Пошла думать дальше.

Ни в чем не проявляется так характер людей, как в том, что они находят смешным.
Иоганн Вольфганг Гете
(с)
0

#6 Пользователь офлайн   1314* 

  • Любитель коммуникации
  • PipPipPipPip
  • Группа: Выпускники
  • Сообщений: 977
  • Регистрация: 17 августа 06

Отправлено 26 февраля 2009 - 13:29

Ещё что я понадумала.
Не совсем буквально, но - этот текст как будто... ну, начинаешь читать. Всё нормально. Пока что задача запомнить, кто есть кто, понять. Отлично.
Потом обозначаются некоторые условия - как и сказала Катя, ни о какой любви речи не идёт. "-А мне что? Ладно, пусть себе. Посмотрим, что ли, что это за нэпманская жизнь.".
А вот потоооом начинает закручиваться немножко. Варька изменяет Ваньке, Сашка сбегает домой, Максим, Ванька... напряжение. Читатель (я, например) сидит и думает - а что будет дальше? Ну не убьют же они его! И точно. На защиту приходит Трошка с братьями. Уже плюс. Полегче стало.
Потом вдруг Ванька. Нет. смалодушничал, заверещал, Варьку позвали. Она его пожалела. Вот и ладно.
А потом уже для завершения... Сашка возвращается домой.

Всё рассказалось, развязалось, а потом обратно завязалось.
Всё в порядке.
:)
Машка Румянцева (Соколовская), 15 выпуск.

8-915-007-32-48
0

#7 Пользователь офлайн   Sosna 

  • Мастер коммуникации
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Выпускники
  • Сообщений: 1 528
  • Регистрация: 05 октября 06

Отправлено 26 февраля 2009 - 13:41

1314*:
Ты меня не правильно поняла, я ни в коем случае не предлагаю здесь рисовать ритмическую кривую, это был пример на работе со стиховорениями, но не с текстом. :)
А вот про какую линию говоришь ты, теперь я не понимаю.

Вот только я категорически не признаю твоей фразы "Сашку Максим начинает обижать" Этого нет в тексте, и возвращается она не поэтому! Советую перечитать и тоже обратить внимание на то, а почему она возвращается. Кстати, посмотри ещё на то, что в тексте есть много героев, которые встречаются один или два раза. Это же тоже не зря. Не смотря на то, что рассказ короткий!

Хм, присмотрись в текст (особенно последние строчки), там по-моему очень ясно написано, ПОЧЕМУ они снова женятся (кстати, тоже не все. Максим и Сашка не женятся). И это как-то связано с "безрезультативностью".

И ещё, а ты не заметила, за счёт чего создаётся такая путанница (в том, кто кому сын и т.д.)? :)

А про твой вопрос, как становится понятно, действие разворачивается не в крупном городе, а в каком-то посёлке (кстати, в тексте много наименований). Могу лишь подсказать одно, эти два эпизода позволяют лучше понять, а чем живёт, скажем так, сельский житель. :)

Кате Ч:

А где ты в этом рассказе нашла хоть что-то юморное? :) :) Просто интересно..
Действительно, и этого мальчика зовут Шурка. Раз уж ты такая продвинутая, то посмотри на то, а всегда ли рассказ ведётся от лица Шурки? (По секрету, мы в работе это называли "3 Я"). И тут было бы очень здорово, если бы ты нарисовала схему, а потом я выложу здесь свою и мы их сравним. Это действительно интересно отследить, а дальше заметить особенность... :)
А про русскую душу...
Sed semel insanivimus omnes - Однажды мы все бываем безумны
Одна малеенькая вещь, а меняет всё настроение!!! =)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Dura lex, sed lex - Закон суров, но он - закон.

Изображение Изображение Изображение

"Даже примитивная схематизация..."
0

#8 Пользователь офлайн   Катя Ч. 

  • Любитель коммуникации
  • PipPipPipPip
  • Группа: Выпускники
  • Сообщений: 660
  • Регистрация: 18 июня 06

Отправлено 27 февраля 2009 - 18:04

А где ты в этом рассказе нашла хоть что-то юморное? Просто интересно..
Не юморное, а юмористическое. Во-первых, общий комизм ситуаций. А по мелочи, хотя бы это: "Двор и корову отдал Фроське, лошадь взял себе, весь скарб разделил поровну, а вещи, которых было по одной, перерубил на половинки."

Раз уж ты такая продвинутая, то посмотри на то, а всегда ли рассказ ведётся от лица Шурки? (По секрету, мы в работе это называли "3 Я").

Это я посмотрю обязательно.

И тут было бы очень здорово, если бы ты нарисовала схему, а потом я выложу здесь свою и мы их сравним. Это действительно интересно отследить, а дальше заметить особенность...

Схему не обещаю. А текст отформатирован так, как в книге?

А про русскую душу...

....и....?

P.S. "Какие еще средства?", а не "Какие еще средства?!"

Ни в чем не проявляется так характер людей, как в том, что они находят смешным.
Иоганн Вольфганг Гете
(с)
0

#9 Пользователь офлайн   Sosna 

  • Мастер коммуникации
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Выпускники
  • Сообщений: 1 528
  • Регистрация: 05 октября 06

Отправлено 28 февраля 2009 - 12:39

Странно, но лично у меня не вызывает эта ситуация таких чувств. По мне, так это просто у них так принято, точней - это их традиция (и в тексте много этого). Не будем спорить по этому поводу. :)

Посмотри, посмотри. Если возникнут сложности - обращайся. :)

Текст? Я думаю, что да. Ко мне он попал прямо в таком виде.

А что скажешь про русскую душу? Здесь описывается деревенская душа, а городская другая. Просто очень интересно их понять и сравнить с нами. Кстати, как ты уже заметила, Кать, о любви речь не идёт. То есть замуж девушки соглашаются только потому, что надо выходить. Но вот вопрос, а что по-настоящему чувствует Максим-татарин? И ещё, к вопросу о том, почему Сашка ушла от Максима, обратите внимание на строчки:
"Сашка для приличия жеманится немного и потом выпаливает, что приехала совсем.
Дескать, не нравится быть чуждой элементкой и вообще все очень надоело. Райка страшно много жрет и каждую неделю ходит в фотографию сниматься — прямо нет терпенья."

Тут же явно идёт разделение на "наши - не наши". И по всему тексту!

:)
Sed semel insanivimus omnes - Однажды мы все бываем безумны
Одна малеенькая вещь, а меняет всё настроение!!! =)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Dura lex, sed lex - Закон суров, но он - закон.

Изображение Изображение Изображение

"Даже примитивная схематизация..."
0

#10 Пользователь офлайн   Катя Ч. 

  • Любитель коммуникации
  • PipPipPipPip
  • Группа: Выпускники
  • Сообщений: 660
  • Регистрация: 18 июня 06

Отправлено 03 марта 2009 - 19:30

Пока все вопросы остаются для меня в подвешенном состоянии, потому что я нашла другие рассказы Добычина, нашла его письма, вобщем "ушла в себя, вернусь не скоро":) - просто надо подумать, подумать и еще раз подумать.

Сейчас мне интересней всего название - "дикие" и само понятие дикости в рассказе, раскрыв его, можно выйти на отношения свои-чужие и на принцип, по которыму первые отделяются от вторых.

Есть противовпоставление "деревня -город", где внешняя "дикость" - это поведение мамы героя, которая разглядывает гробы и часы, дикость иного рода - поведение отца героя; есть разделение "деревня-нэпманы/чуждые элементы", опять вопрос в том, что отделяет первых от вторых. Сашка обвиняет Райку, что та много ест и ходит фотографироваться, а потом начинается совершенно дикая история с Сашкой, Фроськой и коровой:)

Ни в чем не проявляется так характер людей, как в том, что они находят смешным.
Иоганн Вольфганг Гете
(с)
0

#11 Пользователь офлайн   Sosna 

  • Мастер коммуникации
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Выпускники
  • Сообщений: 1 528
  • Регистрация: 05 октября 06

Отправлено 04 марта 2009 - 18:48

Я рада, что кого-то кроме меня этот текст тоже заинтересовал! :) :)
А вот какие письма ты нашла? Можешь поделиться со мной? :) Думаю, что к "Диким" близок рассказ "Шуркина родня" (я его ещё не прочитала, но в скором времени собираюсь).
Жалко, что вернёшься не скоро. :) Интересно прочитать всё то, что ты понадумала.
Sed semel insanivimus omnes - Однажды мы все бываем безумны
Одна малеенькая вещь, а меняет всё настроение!!! =)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Dura lex, sed lex - Закон суров, но он - закон.

Изображение Изображение Изображение

"Даже примитивная схематизация..."
0

#12 Пользователь офлайн   Ирина Геннадьевна Назарова 

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Участники
  • Сообщений: 6
  • Регистрация: 18 августа 08

Отправлено 09 марта 2009 - 11:59

:) Очень интересное обсуждение.
И очень демонстративно в отношении "средств". Такое разное восприятие и понимание рассказа. Как нам своим пониманием друг друга обогатить, но оставаться в рамках текста?

Вот для этого и нужны средства. Во-первых, средства анализа текста художественного произведения, именно они ограждают нас от произвольных трактовок, особенно средства формального анализа (т.е. средства анализа формы произведения, схватывания ткани текста, выявления организованностей текста). Во-вторых, средства выражения своего понимания: я тут ничего лучше схем не знаю.

Типичный город Н? Но у Добычина город Н (а у него есть повесть с таким названием) - совсем не похож на мир в рассказе "Дикие".

Симпатичный рассказчик? Ну да, предлагает нам вместе с ним посмеяться над глупостью его матери и восхититься находчивостью отца, сэкономившего деньги на билет. А ещё с таким упоением рассказывает, как всем скопом били Максима-татарина, да ещё жалеет, что Лизуниха помешала.

Смешной рассказ? Конечно смешной, но вопрос Маши, а что тут смешного законен? Я бы его даже ужесточила: какова природа этого смеха - весёлый юмор, злой сарказм, сатира, ирония? Мне, например, вовсе не порубленные пополам вещи смешны, а то как серьёзно и делово рассказчик об этом нам сообщает. Общий комизм положения? В чем он, неужели в том, что все они пьют, совершенно не считаются с супружескими отношениями. и вех делят на "наших" и "ненаших"? Мне от этого не смешно, а страшно. А вот то, что рассказчик считает, что коллективизация всё это исправить может - ,действительно очень смешно, что рассказчик пытается отгородиться от своих родственников, ставит себя выше их, смешно. Но очень ужэтот смех горький.

Но я всё это не в плане наезда на Вашм высказывания, а для того, чтобы проблему подчеркнуть: проблему понимания (и связанную с ней проблему анализа) (Лада Никитична, ау!!!) не освоенной критиками, и не привычной для нас читателей литературы начала ХХ века.

Ведь обратите внимание: никаких привычных нам характеристик героев, никакой авторской речи, какие-то странные метафоры и сравнения. Но если внимательно прочитать, то картинка получается лчень зримая. И как автор этого добивается7 А, главное, о чем это? Какая здесь тема, проблема, идея?

Как нам отвечая на эти вопросы не уйти от текста в свои фантазии?
0

#13 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 19 марта 2009 - 01:45

Здравствуй, Маша. Не вдохновил меня этот текст. Чаще всего я стремлюсь понимать те тексты, которые меня чем-то вдохновляют.

Когда я читаю текст (художественный), меня интересуют характеры людей, отношение их к другим людям, к себе, к жизни и к Богу. Кроме того – отношение к этим аспектам автора, что проявляется часто в тоне. На форуме два человека пишут про ироничность текста. Первое, что насторожило и подтолкнуло на мысль об иронии – насколько искренне отношение рассказчика к советской власти, которое заявляется во втором предложении – «Всё это было уже после революции, но тогда, когда идиотизм деревенской жизни еще не был уничтожен коллективизацией, которая тогда еще имела малое распространение». Первое ощущение – или человек не искренен, или несчастен, так как дикие люди для него – его родные. Иван, не помнящий родства. Следовательно, тоже дикий. Или же он смеется над всем, начиная с коллективизации (он о ней ничего хорошего не написал – как она начала менять к лучшему людей). Что, собственно, происходит? Беспредел, да еще коллективный. И эти замечательные дикие люди и получили власть в результате революции … «власть народу»... Может быть, рассказчик хочет противопоставиться «диким людям», и для этого описывает их отстраненно: «Свадьбу я не стану здесь описывать. Все это можно видеть в звуковом кино. Сплошное безобразие и дикость. Я дивлюсь теперь, как я мог принимать участие во всем этом». Альтернативы дикости в тексте нет (как Варвара вернулась к Ваньке, Трофим - к Фроське - рассказ закончился...). Чем рассказчик отличается от диких?

Читая рассказ, не обнаружила в нем описания ни одной семьи, в которой были бы человеческие отношения. Везде игра, унижение, страдание. Эпизод в поезде между мужем и женой, где муж «отрекается» от своей жены, является для меня какой-то кульминацией. И после этого они живут вместе «долго и счастливо». «Он дал ей подзатыльник и растолковал ей, что вреда ей никакого не было, а денежки, которые бы были выброшены на билет, остались целы, и, поняв это, она порадовалась». Удивительно, но интересно, что она ПОРАДОВАЛАСЬ.

Интересно девушки принимают предложение:
Варька: «Ей не очень-то хотелось выходить за Ваньку, потому что он был низок ростом и черноволос, а ей по вкусу были люди рослые и посветлей. Но раз подвертывался случай, не хотелось упускать его. Поэтому она сказала:
— Можно будет».
Сашка: «А мне что? Ладно, пусть себе. Посмотрим, что ли, что это за нэпманская жизнь», при том, что «Сам Максим-татарин был магометанской веры, а она христиан¬ской, и поэтому они женились без попов». Никакой концептуальности! :)

Беспредел останавливается благодаря тому, что Ванька неудачно вешается, и несколько милых женщин устыдили Варьку, из-за проделок которой Ванька пытался убить себя: «Они позвали к нему Варьку и сказали ей: — Любуйся. Что ты натворила, стерва?».
Этот момент переломный, все опомнились и зажили в любви и согласии… Не верю…

В деревне очень важно общественное мнение. Это один из мощнейших механизмов поддержания порядка. И в этом эпизоде оно проявляется. Но до этого – как будто все идет, как надо. Говорит, конечно, народ «Оська, а не Колька», «Трофим на Сашке едет», но в то же время, когда Варвара с Фроськой пьяные на Пасху плотника до дома катят, добрые люди «в обеих деревнях им выносили из домов стаканчики и угоща¬ли их». Когда надо порядок навести, бегут к гепеу на станцию.

«Караул, спасите» - вот главная тема рассказа. И вряд ли коллективизация спасет.

Одно из средств понимания текста – восстановление темы и идеи – о чем и что хотел рассказать автор. В этом рассказе автор пишет о том, чем живет народ в российской деревне в 20-ые годы 20-го века. Пьянство и разгул, бесконечное выяснение семейных отношений, разворачивающееся на всю деревню.

Еще одно средство – восстановление тех реалий, которые описывает автор, исторического контекста. Не думаю, что мне это удалось осуществить в полноте, но вечное разделение на «наш»-«чужой» я бы не отнесла к проявлениям дикости. Это традиционно для деревни, для укладной жизни. Описанная деревня походит на разрушающуюся. Бардак.

Еще одно средство – восстановление позиции автора. Над ней я еще подумаю, она мне не очевидна. Непонятно отношение автора к такой жизни. В первом же абзаце сказано, что речь пойдет об идиотизме в деревне, но неужели что-то поменялось к лучшему после революции? Считает ли так автор? При этом важно различать автора и рассказчика. Как пишет Катя Ч. - рассказчик - парень лет 16-ти, честно припоминающий все, что видел в своей деревне. Автор же старше, родился в 1894, пишет после революции, ему за 20. И как он относится к революции? к деревне?

Мое любимое средство – прочитать и задаться вопросом – что в тексте красивого, интригующего, ценного в смысле отношения к жизни. В этом тексте все в основном через отрицание. Жуть какая-то. Но вопрос – действительно ли этим жили люди, этим ли живут сейчас? За счет чего можно жить не этим? Живо, конечно, не скучно, динамично, но как-то не так мне хотелось бы жить! Дальше можно заняться «оборачиванием» - анализом, какие из описанных дикостей присущи мне, чем я живу. Определением, что для меня из описанного приемлемо, что- нет.

Еще – постановка вопросов на чтение будущих текстов, например, мне непонятно, человек православный по идее не может вступить в брак с атеистом или человеком другой веры. Тут этот вопрос упоминается вскользь, без особого варианта ответа на него. Но если упоминается, значит, важен для автора. Может, он об этом пишет в другом рассказе?
0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей