Проектный Колледж: Игра по пониманию текста в 3-м классе - Проектный Колледж

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Игра по пониманию текста в 3-м классе

#1 Пользователь офлайн   Evtushenko Irina 

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 25
  • Регистрация: 20 апреля 09

Отправлено 20 ноября 2009 - 00:24

Не знаю куда написать. Пока у начальной школы нет раздела, напишу в "Поздравления", т.к. хочу поздравить Алису Викторовну и Юлию Юрьевну (учителя 3-го класса) с успешным началом игровой деятельности в начальной школе :) .
Это было интересно, необычно, ново для детей, организаторов и игротехников (проектанты Алисы Викторовны).
Скоро зайдет Алиса Викторовна, а следом подтянется, надеюсь, Юлия Юрьевна и подробно все расскажут, а может даже и покажут. Да, игру снимала Ирина Вячеславовна и Даниил Игоревич, можно будет, думаю, как-нибудь посмотреть.

Для меня это был очень интересный опыт. Спасибо.
Даже книги все на всей земле прочтите
Все равно вы в жизни ученик, а не учитель
Все равно для этой жизни все мы - детки
Все равно расставит жизнь свои отметки

Кто-то в этой жизни тащит полный невод
Загляни в дневник его - там круглый "неуд"
Кто-то днем бодрится, ночью - слезы горьки
Как же ты, дружок, а где ж твои "пятерки". Боков Валерий.
0

#2 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 20 ноября 2009 - 20:26

Пара слов о замысле. Юлия Юрьевна попросила провести игру по тексту В.К. Железникова "Три ветки мимозы", так как в этом тексте обсуждается очень важный с ее точки зрения аспект жизни:

"как твой поступок отзывается на другом человеке".

С первого взгляда текст простой и понятный. Весь его драматизм заметен лишь при более пристальном анализе. Проанализируйте действия каждого героя и вы поймете, что, увы, никто в рассказе не думает о том, как его поступок отзовется на другом человеке. А действующих лиц там немало. Один единственный поступок влечет за собой радость у другого человека, все остальные - сплошное расстройство!

Замысел игры формировался в беседах участников проекта с Юлией Юрьевной. Проектанты в данном тексте увидели другой аспект жизни,

во-первых, то, что взрослые и дети по-разному относятся к дарению подарков на 8 марта, и, к сожалению, не понимают друг друга в этом вопросе,

во-вторых, дети более подвержены "эффекту толпы".

Как ученики третьего класса формулируют идею текста (воспроизведу по памяти, кто помнит точнее, поправьте, пожалуйтста):

1. не надо смеяться над другим.

2. не надо стесняться делать хороший поступок, если ты понимаешь, что он хороший.

3. не надо изображать из себя то, чем не являешься (группа пояснила: если бы герой был "крутым", он бы не стал выполнять просьбу мамы, с которой он не согласен, так что нечего изображать из себя "крутого", раз уж согласился делать то, что не хотел)

4. надо думать о том, что ты делаешь и как это отзовется на окружающих.

5. надо отличать хороший поступок от плохого, а если не отличаешь, посоветоваться с более опытным (учителем, родителем и т.д.).

Пятая мысль исходно была сформулирована учениками иначе - примерно так, что учитель всегда умнее. Но у меня рука не поднялась записать такое утверждение на доске, с согласия группы переформулировала так, как тут написано.

Одна ученица из группы, которая сформулировала третью идею, говорила о том, что каждый человек для чего-то предназначен, поэтому не нужно казаться тем, кем не являешься.

Пара слов об игротехниках. Участвовали в игре Наташа Панина и Лера Шитова, Саша Кашина, Саша Генералов и Саша Самодурова, Ксюша Балыхина и Аня Можегова, Настя Хохрякова. После игры каждый высказал свои впечатления о работе каждого игрока, о трудностях, с которыми столкнулись в игре, как их в следующий раз избежать, о том, что игротехникам удалось.

Интересное отличие этой рефлексии по сравнению с прошлыми - отмечено очень много трудностей. Это, по-моему, говорит о готовности к совершенствованию! :)
0

#3 Пользователь офлайн   Evtushenko Irina 

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 25
  • Регистрация: 20 апреля 09

Отправлено 20 ноября 2009 - 20:40

Пока Алисы нет, я начну. Пока я писала, Алиса уже написала :)
Детям был предложен рассказ "Три ветки мимозы" Прикрепленный файл  3_vetki_mimozy.txt (3,14К)
Количество загрузок:: 1011 В.К. Железнякова. На установочном докладе детям рассказали, что они должны будут сделать и правила работы в группе. Каждая группа должна была сначала проанализировать героев по схеме: Поступок; кто действует; на кого направлено действие; Какие чувства вызывает действие у того, на кого направлено действие. При групповой работе каждый ребенок анализировал своего героя, это обсуждалось потом в группе. На общее заседание дети должны были вынести анализ поступков одного из героев (по заданию организатора) и выделить идею автора. По-возможности засхематизировать позиции героев. В конце общего заседания детям было предложено ответить на вопросы и заполнить анкету: что они вынесли для себя из игры. К сожалению, я забыла в Колледже блокнот, в котором делала записи, поэтому точно восстановить позиции групп, авторские идеи, вопросы и пр. сейчас не могу.
Хочу отметить хорошую работу игротехников, которые, несмотря на сложную задачу, смогли организовать работу в группах, понимание детьми текста (насколько возможно) и выступление на общем заседании.
Даже книги все на всей земле прочтите
Все равно вы в жизни ученик, а не учитель
Все равно для этой жизни все мы - детки
Все равно расставит жизнь свои отметки

Кто-то в этой жизни тащит полный невод
Загляни в дневник его - там круглый "неуд"
Кто-то днем бодрится, ночью - слезы горьки
Как же ты, дружок, а где ж твои "пятерки". Боков Валерий.
0

#4 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 20 ноября 2009 - 20:50

Игра длилась 3 часа, но для 3 класса это было чуть более, чем достаточно. :)

В проведении игры участвовали также и педагоги начальной школы, и психолог, что было для меня сюрпризом :) приятным, но неожиданным.
0

#5 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 23 декабря 2010 - 23:54

Просмотр сообщенияAlise (23 декабря 2010 - 23:44) писал:

В 3 классе игра длилась 3 часа, а в 4 классе, соответствено, 4 часа, и общее заседание прошло значительно лучше, чем в прошлом году!

После обсуждения задач игры Юлия Юрьевна спрашивала учащихся, что каждый будет делать на игре и получала разные и бойкие ответы :)

Ученики порой точно друг друга понимали (но за свои точки зрения держались упорно, не желая их менять даже на более полную и доказанную по тексту).

Была группа родителей, которая после доклада каждой группы задавала ей вопрос на понимание текста. И учащиеся с удовольствием отвечали. Родители задавали, например, такой вопрос: "Что такое талант?". На что ученики отвечали по-разному. Один утверждал, что талант в том, чтобы уметь красиво описать любую местность, даже если ты ее не любишь, другой говорил, что талант в том, чтобы любить землю, на которой живешь.

Мы разбирали текст "не для малышей". А именно - крохотку А.И. Солженицына "НА РОДИНЕ ЕСЕНИНА". Также взяли фрагменты стихотворений Есенина, которые цитировал А.И. Солженицын.

Мы учились обнаруживать, что именно нам непонятно. Первый урок посвятили ознакомлению с незнакомыми словами в тексте, которых оказалось не менее 15-ти.
В группах отвечали на вопросы:
1) Чем отличаются два описания села Константиново?
2) Какой вопрос волнует автора?

На общем заседании мы обнаружили, что непонятно нам следующее:
1) Что имеется в виду под "небесным огнем" в данном тексте - то ли это пожар, то ли кара богов, то ли это обжигал талант (дети признались, что последний вариант им подсказал учитель :))) Сложно, конечно, не подсказывать, когда ты знаешь "правильный" ответ. Но все же вопрос актуальный - в какой мере можно давать учащимся свободу высказывания своей точки зрения, а в какой ее нужно "культуросоображивать".
2) Кто Солженицын и какова его роль в российской истории? Любит ли Солженицын Родину? Почему он ее так критически описывает? Может ли человек, который любит Родину, ее критиковать? (одна группа учеников считает, что тот, кто любит, не критикует!!! а подчеркивает только хорошее).
3) ...

Это пока все, что осталось у меня в памяти, кто помнит больше - допишите, пожалуйста.

В организации игры принимали участие (были игротехниками) следующие ученики:
9 кл.
Лиза Курапина и Настя Хохрякова (гр.родителей)
Саша Самодурова
Даша Симонова и Алина Семенова

10 кл. - с дебютом вас! ура! :)
Стас Исаев и Илья Акишин
Настя Трафлялина и Маша Зайцева

В группе родителей одним из игроков была Алёна Александровна.
Диагностами в группах учащихся были Наталья Борисовна, Оксана Сергеевна, Елена Павловна и Сергей Леонидович.

В общем обсуждении принимали активное участие Елена Александровна и Светлана Георгиевна, они указывали учащимся на очень важные, но непонятые классом аспекты текста: на то, что не все группы смогли восстановить позицию автора, что для этого важно знать биографию Солженицына и более внимательно вчитаться в текст, по которому видно, что Солженицын пишет о своей Родине с болью и любовью, что критический взгляд иногда отражает положение дел (Светлана Георгиевна продолжила рассуждение учащихся, что если критика является признаком ненависти, то наверно, учитель, который ставит двойку за некачественную работу, проявляет ненависть?).

Три человека то попеременно, то одновременно вели съемку игры на видео. Иногда вспыхивали вспышки фотоаппаратов... Может быть, и на форм=уме появятся следы этого...

Уважаемые игротехники, если вы поделитесь, что было самым интересным с точки зрения содержания обсуждения в вашей группе - будет очень здорово!

Рефлексия игры состоится в понедельник 27 декабря в 15.30.

0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей