Четвертое собрание - 20.03.2012
#1
Отправлено 24 марта 2012 - 03:23
Итак, размышление Маркса, которое мы восстановили по тексту:
1. О животных. Описание принципа существования животных, по Марксу - это некоторый "круг действий, в котором оно должно двигаться <...>, не стремясь выйти за его пределы".
2. Об отличие человека от животного. Наличие у человека цели-принципа - "облагородить человечество и самого себя".
3. Наличие у каждого некоторой цели, которая нашептывается "тихим голосом" + фантазия и тщеславие человека, которые этот голос могут заглушить.
4. Как "очиститься" от тщеславия и фантазий? Как выход, Маркс приводит в пример - воспользоваться опытом родителей.
5. Анализ профессии. Постановка вопроса о достоинстве.
6. Достоинство = Истинная идея*масштаб*самостоятельность.
7. Самосовершенствование через совершенствование общества, как жертва.
Вроде все, пишите если есть какие-нибудь исправления/добавления. Было бы еще неплохо если кто-нибудь отдельно написал понимание формулы достоинства, которое мы так долго восстанавливали.
Напомню, что в результате нам надо нарисовать схему размышления Маркса.
#2
Отправлено 31 марта 2012 - 09:46
#3
Отправлено 31 марта 2012 - 22:09
nk2ge5k (31 марта 2012 - 09:46) писал:
А зачем нам вообще "Вообще"?
«Самое большое уважение, которое можно проявить к людям – это отнестись к их словам по существу» Н.Г. Алексеев.
#4
Отправлено 01 апреля 2012 - 04:11
#5
Отправлено 01 апреля 2012 - 12:55
nk2ge5k (01 апреля 2012 - 04:11) писал:
В "масштабах жизни" - это слишком масштабно, "не делать ВСЕ ПОДРЯТ..." - слишком абстрактно.
Для восстановления смысла - просто вернуться к ответу на вопрос а) зачем лично (и компании) "кружок по м/Предметам"? б) к своему "принятию" в самом начале хода на работу с текстом К. Марска.
Если что-то изменилось (но при восстановлении того, что было) - надо заново переопределяться.
"Смысл не строиться, смысл воспоминается" (Из статьи Н. Гл. Алексеева "Мышление и сознание")
«Самое большое уважение, которое можно проявить к людям – это отнестись к их словам по существу» Н.Г. Алексеев.
#7
Отправлено 02 апреля 2012 - 18:24
А именно - раз мы раньше нарисовали пространство самоопределения в понятиях Маркса, а на прошлом и позапрошлом занятиях пытались логику рассуждения о самоопределении восстановить, то между двумя этими представлениями должна быть связь. Т.е. то, что Маркс высказывает в виде тезисов о самоопределении, должно ложиться по крайней мере на схему пространства самоопределения. Потому начну с того, что ее несколько перерисую, попытавшись собрать все, что мы до этого получали:
Как и раньше верхняя часть - пространство осмысления, нижняя - пространство текущих событий в обществе, непосредственной жизни. По сравнению с предыдущими вариантами добавились, пожалуй, только "штаны"-способности и группа Опыт-Идеал-История. Историю выношу в пространство осмысления, т.к. "у любой истории есть автор"...
Итак, пройдусь по пунктам в формулировках Гоши. Зеленым буду отмечать те места на схеме, которые, по моему мнению, соответствуют тезисам
1. О животных. Описание принципа существования животных, по Марксу - это некоторый "круг действий, в котором оно должно двигаться <...>, не стремясь выйти за его пределы".
Здесь я отмечаю как главное отличие человека от животного наличие пространства осмысления и всего, что с этим связано. Человек не только в "круге действий", но и в мышлении и осознании.
2. Об отличие человека от животного. Наличие у человека цели-принципа - "облагородить человечество и самого себя".
Собственно наличие в сознании понятия о совершенствовании общества и самосовершенствовании как осознанных процессах.
3. Наличие у каждого некоторой цели, которая нашептывается "тихим голосом" + фантазия и тщеславие человека, которые этот голос могут заглушить.
Здесь добавил пунктирную стрелку от человека осознающего к сознанию, попытавшись этим сжать схему противоборства фантазий с "внутренним голосом", полученную на третьем занятии.
4. Как "очиститься" от тщеславия и фантазий? Как выход, Маркс приводит в пример - воспользоваться опытом родителей.
Опыт в тексте появляется дважды. Один раз как способ борьбы с заблуждениями, второй - как отсылка к авторитету опыта при оценке "эффективности" человека в жизни. В целом для меня эти субстанции связаны. По сути это те знания, которые порождены в пространстве осмысления предыдущими жившими - хоть родителями, хоть авторами книг (моя добавка уже)
5. Анализ профессии. Постановка вопроса о достоинстве.
Анализ здесь не просто анализ, а попытка одеть профессию на себя, соотнести ее со своими физическими возможностями и способностями, волей и пониманием будущего, социального положения. Потому подсвечены "штаны" и оцениваемое (пунктирная обоюдоострая стрелка) место человека в социальной структуре
6. Достоинство = Истинная идея*масштаб*самостоятельность.
Истинная идея понимается как соответствие выбора принципу совершенствования (хотя это некоторая натяжка в отношении текста), масштаб - та часть "границы" общества, которая сдвигается в ходе совершенствования, самостоятельность - отсутствие подчиняющих связей со стороны других членов общества (к человеку внизу ведут только структурные связи, без стрелок непосредственного управления)
7. Самосовершенствование через совершенствование общества, как жертва.
Отмечены три момента. Первый - связка стрелок совершенствования общества и самосовершенствования еще в пространстве осмысления. Второй - стрелка развития общества тянет вперед общество вместе с его членами, прежде всего - с тем, кто ведет совершенствование. Третий - возврат в пространство осмысления на этапе оценки деятельности совершенствования в рамках Опыта, Идеала (Религии) и Истории; связанность процессов совершенствования и жертвенности фиксируется именно в них.
#8
Отправлено 05 апреля 2012 - 10:38
А как прошла последняя встреча по схеме самоопределения К.Маркса?
(статью Н.Гл. Алексеева найду)
«Самое большое уважение, которое можно проявить к людям – это отнестись к их словам по существу» Н.Г. Алексеев.
#9
Отправлено 15 апреля 2012 - 23:46
#10
Отправлено 16 апреля 2012 - 18:10
И еще один формальный вопрос... мы завтра собираемся? или все же перенесем на следующую неделю?
"Музыка - это искусство печалить и радовать без причины" Котарбиньский
"Я это только буква а ТЫ это уже целая вселенная."
#11
Отправлено 16 апреля 2012 - 21:09
И при том - сдалал бы это заседание рефлексивно-сборочным и промежуточно-итоговым: - понять что получили? Получили ли то, что хотели? Стоит может быть сделать перерывчик? Или поменять формат? Или ???
«Самое большое уважение, которое можно проявить к людям – это отнестись к их словам по существу» Н.Г. Алексеев.
#12
Отправлено 16 апреля 2012 - 21:12
#13
Отправлено 16 апреля 2012 - 21:28
Следующее (пятое) собрание проводим 24 апреля в 16.00.
Основная тема - рефлексия работы с текстом Маркса, Рефлексия нашей работы, что делать дальше?
И все же дообсудить что-то (какие-то небольшие вопросы) можно здесь...
"Музыка - это искусство печалить и радовать без причины" Котарбиньский
"Я это только буква а ТЫ это уже целая вселенная."
#14
Отправлено 16 апреля 2012 - 22:23
Цитата
я бы сказал, что рассуждения на схему пространства отображаются - иначе было б странно, схема была бы неполна. Проставить порядок мне кажется недостаточно - тогда это будет не схема рассуждения, а иллюстрация к рассуждению, и свое рассуждение по этой схеме не построишь. Ну, например, можно ли (и стоит ли) так же порассуждать над самоопределением в политической ситуации? и как изменится рассуждение? То, что останется неизменным, наверное, может претендовать на часть схемы рассуждения.
Цитата
"схема того, как Маркс выявляет способ самоопределения" - это да, а вот что Гоша написал и я нарисовал в своем посте - видимо нет. Я бы сказал так, что нужно выделить приемы рассуждения наверное...
Ну, как вариант, используемый инструментарий:
1. восстановление рамки рассматриваемой деятельности/действия
2. выявление способов вхождения человека в ситуацию деятельности/действия. выявление ограничений каждого из способов. в случае текста один из способов вхождения в ситуацию самоопределения - моделирование в сознании будущей профессии. Ограничение - может быть замылено фантазиями. Другой способ - анализ собственных способностей. Ограничение - могу своей волей способности "растянуть" (представить их больше, чем они есть)
3. ???