Во-первых вышла статья Ю.В. Громыко, научного руководителя Колледжа, в газете Аргументы и факты. Прочитать текст полностью можно здесь, приведу только выдержку
Цитата
Озвученный помощником президента, экс-министром образования России Андреем Фурсенко заказ на образование общества «потребителей» - это заказ на деградацию России.
Известно, что страна получает ту модель образования, которая сначала тестируется на московском регионе. А что в нем сейчас происходит? Официально декларируется инновационная деятельность. Но на деле происходит полное разрушение) без объяснения причин, без обсуждения с экспертным сообществом) существовавшей до этого хорошо зарекомендовавшей себя системы. Процесс уничтожения еще не завершен, но базовые принципы уже заменены.
Уничтожаемая система опиралась на тесную связь педагогической и психологической науки со школами <...> Теперь эту схему заменили на грантовую. Основная идеология нынешнего руководства - финансовая успешность школ. Поэтому все разработки, не способные принести прибыль (даже несмотря на хорошие показатели по повышению уровня образования детей) отрезаются от «кормушки».
В результате происходит следующее:
1. Финансовые бухгалтерские показатели становятся главными в определении управления школой.
2. Ориентация исключительно на ЕГЭ как «объективный показатель качества образования».
3. Вместо формирования новых образцов образования принятие западных (финских и американских прежде всего) моделей образования (например, дистанционное образование и электронные учебники) заявлены в качестве важнейшей стратегической цели развития образования.
4. Разрушение уклада маленьких инновационных школ - они ни финансово, ни по содержанию не вписываются в принятые стандарты.
Сейчас стратегический заказ на образование формируется, как купля-продажа табуреток или домашних тапочек. Но это не та услуга, которую можно и нужно вписывать в существующие рыночные реалии. <...> Образование обязательно должно быть избыточным по отношению к существующим формам жизни, но при этом востребованным в долгосрочной перспективе. <...>
Реализация ложной стратегии, осуществляемой сегодня Министерством образования и руководителями Департамента образования города Москвы, приводит к следующим последствиям:
1. Разрушение уникальных детско-взрослых систем: авторских школ и гимназий взросления и личностного роста за счёт формального слияния (якобы по желанию) учреждений образования.
2. Вместо прямой ответственности научного руководителя инновационной площадки и эксперта за технологию, которая реализуется в образовательном учреждении, мы имеем случайно выбираемых оценщиков продуктов деятельности коллективов, объявленных инновационными площадками. Это приводит к безответственной трате бюджетных средств.
3.Уничтожение связи профессионально-технических училищ с научными институтами и промышленными фирмами, где собственно и выявляется стоимость образованного человека, способного создавать и использовать новые технологии.
4. Отсутствует стратегия продвижения слабых и средних учреждений к специально формируемым образцам высших достижения в области образования. Мы не подтягиваем слабых к сильным, а, наоборот, сильных делаем слабыми за счёт слияния школ и за счёт заимствования западных методов работы с деградационными западными образовательными учреждениями.
5. Происходит девальвация образовательных сертификатов в силу отсутствия прямых методов оценки формируемых способностей и возможности работать в диалоге с профессионалами. Страна, несмотря на обилие западных дипломов, движется к образовательному дефолту.
6. Увеличивается неравенство в образовании, поскольку формальные слияния учреждений приводят к тому, что сильнее начинают действовать денежные системы защиты качества образования в негосударственных учреждениях (выигрывают частные школы, способные защитить свое качество образования).
7. Формальные финансовые показатели превращаются в основной инструмент оценки успешности управления образованием. Финансовый манагер, ничего не понимающий в методах и результатах образования, становится главной фигурой образовательной реформы. В авиации это привело к росту катастроф, в энергетике – к Саяно-Шушенской ГЭС и развалу энергосистемы, в станкостроении – к уничтожению этой отрасли.
К чему это приведёт в образовании? К профессионально-образовательному дефолту нации.
Известно, что страна получает ту модель образования, которая сначала тестируется на московском регионе. А что в нем сейчас происходит? Официально декларируется инновационная деятельность. Но на деле происходит полное разрушение) без объяснения причин, без обсуждения с экспертным сообществом) существовавшей до этого хорошо зарекомендовавшей себя системы. Процесс уничтожения еще не завершен, но базовые принципы уже заменены.
Уничтожаемая система опиралась на тесную связь педагогической и психологической науки со школами <...> Теперь эту схему заменили на грантовую. Основная идеология нынешнего руководства - финансовая успешность школ. Поэтому все разработки, не способные принести прибыль (даже несмотря на хорошие показатели по повышению уровня образования детей) отрезаются от «кормушки».
В результате происходит следующее:
1. Финансовые бухгалтерские показатели становятся главными в определении управления школой.
2. Ориентация исключительно на ЕГЭ как «объективный показатель качества образования».
3. Вместо формирования новых образцов образования принятие западных (финских и американских прежде всего) моделей образования (например, дистанционное образование и электронные учебники) заявлены в качестве важнейшей стратегической цели развития образования.
4. Разрушение уклада маленьких инновационных школ - они ни финансово, ни по содержанию не вписываются в принятые стандарты.
Сейчас стратегический заказ на образование формируется, как купля-продажа табуреток или домашних тапочек. Но это не та услуга, которую можно и нужно вписывать в существующие рыночные реалии. <...> Образование обязательно должно быть избыточным по отношению к существующим формам жизни, но при этом востребованным в долгосрочной перспективе. <...>
Реализация ложной стратегии, осуществляемой сегодня Министерством образования и руководителями Департамента образования города Москвы, приводит к следующим последствиям:
1. Разрушение уникальных детско-взрослых систем: авторских школ и гимназий взросления и личностного роста за счёт формального слияния (якобы по желанию) учреждений образования.
2. Вместо прямой ответственности научного руководителя инновационной площадки и эксперта за технологию, которая реализуется в образовательном учреждении, мы имеем случайно выбираемых оценщиков продуктов деятельности коллективов, объявленных инновационными площадками. Это приводит к безответственной трате бюджетных средств.
3.Уничтожение связи профессионально-технических училищ с научными институтами и промышленными фирмами, где собственно и выявляется стоимость образованного человека, способного создавать и использовать новые технологии.
4. Отсутствует стратегия продвижения слабых и средних учреждений к специально формируемым образцам высших достижения в области образования. Мы не подтягиваем слабых к сильным, а, наоборот, сильных делаем слабыми за счёт слияния школ и за счёт заимствования западных методов работы с деградационными западными образовательными учреждениями.
5. Происходит девальвация образовательных сертификатов в силу отсутствия прямых методов оценки формируемых способностей и возможности работать в диалоге с профессионалами. Страна, несмотря на обилие западных дипломов, движется к образовательному дефолту.
6. Увеличивается неравенство в образовании, поскольку формальные слияния учреждений приводят к тому, что сильнее начинают действовать денежные системы защиты качества образования в негосударственных учреждениях (выигрывают частные школы, способные защитить свое качество образования).
7. Формальные финансовые показатели превращаются в основной инструмент оценки успешности управления образованием. Финансовый манагер, ничего не понимающий в методах и результатах образования, становится главной фигурой образовательной реформы. В авиации это привело к росту катастроф, в энергетике – к Саяно-Шушенской ГЭС и развалу энергосистемы, в станкостроении – к уничтожению этой отрасли.
К чему это приведёт в образовании? К профессионально-образовательному дефолту нации.
Во-вторых Ю.В. Громыко провел брифинг, где в частности заявил следующее
Цитата
Людьми, возглавляющими Минобрнауки и Департамент образования Москвы, осуществляется исполнение реакционного сценария переведения российского образования на периферийные позиции. Я с этим сценарием не согласен, участвовать в его исполнении не желаю, и прошу выяснить, кто является его стратегическим заказчиком и провести стратегический аудит деятельности Департамента образования. Сегодня я передал в Счётную Палату заявление.
Формальным поводом моего выступления является слияние исследовательских институтов в Московском образовании и моё нежелание занимать никакие подчинённые посты в этих институтах. То есть я ухожу из столичного образования, в котором помимо ещё и других мест я достаточно долго работал. Но данный повод является абсолютно формальным: я не собираюсь ни выторговывать себе некоторую должность и ни призывать своих сотрудников выступать с какими-то бунтами против Департамента образования, правительства Москвы или Российской Федерации. Более того, переход моих сотрудников в МИРО ни в коем случае не будет мною рассматриваться как измена или предательство.
Предмет моего выступления значительно глубже и находится вдалеке от всех административных страстей. Но одновременно он настолько значительней, что я передал заявление в Счётную палату Российской Федерации для проведения стратегического аудита работы Московского департамента образования. «Как известно, Счётная палата Российской Федерации использует в своей деятельности принципы системного аудита, включающего в себя три компонента:
– финансовый аудит как оценка законности произведенных расходов.
– аудит эффективности как оценка целесообразности и продуктивности расходования ресурсов.
– стратегический аудит как экспертиза достижения национальных целей, поставленных руководством страны.
При проведении стратегического аудита аудитор оценивает результаты проведенного в организации стратегического анализа, осуществленный стратегический выбор и реализацию стратегии, а также контроль за ее реализацией. При этом нефинансовые, качественные показатели становятся доминирующими, особенно на уровнях аудита эффективности и стратегического аудита». http://www.lomonosov...lopedia:0128249 .
Стратегический аудит не имеет никакого отношения к многочисленным дрязгам и подогретым средствами массовой информации скандалам о коррупции чиновников. Я ничего не знаю про коррупцию Департамента образования Москвы, и не собираюсь на эту тему спекулировать, поскольку она мне не интересна.
Я утверждаю, что так программа развития московского образования 2012-16 гг., разработанная Департаментом образования, наносит прямой ущерб инновационному образованию Москвы и России и уничтожает возможность развития Российского образования.
Формальным поводом моего выступления является слияние исследовательских институтов в Московском образовании и моё нежелание занимать никакие подчинённые посты в этих институтах. То есть я ухожу из столичного образования, в котором помимо ещё и других мест я достаточно долго работал. Но данный повод является абсолютно формальным: я не собираюсь ни выторговывать себе некоторую должность и ни призывать своих сотрудников выступать с какими-то бунтами против Департамента образования, правительства Москвы или Российской Федерации. Более того, переход моих сотрудников в МИРО ни в коем случае не будет мною рассматриваться как измена или предательство.
Предмет моего выступления значительно глубже и находится вдалеке от всех административных страстей. Но одновременно он настолько значительней, что я передал заявление в Счётную палату Российской Федерации для проведения стратегического аудита работы Московского департамента образования. «Как известно, Счётная палата Российской Федерации использует в своей деятельности принципы системного аудита, включающего в себя три компонента:
– финансовый аудит как оценка законности произведенных расходов.
– аудит эффективности как оценка целесообразности и продуктивности расходования ресурсов.
– стратегический аудит как экспертиза достижения национальных целей, поставленных руководством страны.
При проведении стратегического аудита аудитор оценивает результаты проведенного в организации стратегического анализа, осуществленный стратегический выбор и реализацию стратегии, а также контроль за ее реализацией. При этом нефинансовые, качественные показатели становятся доминирующими, особенно на уровнях аудита эффективности и стратегического аудита». http://www.lomonosov...lopedia:0128249 .
Стратегический аудит не имеет никакого отношения к многочисленным дрязгам и подогретым средствами массовой информации скандалам о коррупции чиновников. Я ничего не знаю про коррупцию Департамента образования Москвы, и не собираюсь на эту тему спекулировать, поскольку она мне не интересна.
Я утверждаю, что так программа развития московского образования 2012-16 гг., разработанная Департаментом образования, наносит прямой ущерб инновационному образованию Москвы и России и уничтожает возможность развития Российского образования.
Брифинг уже освещается в прессе (здесь, здесь, здесь и здесь) и наверняка будет освещаться далее (см. блоги Юрия Вячеславовича и А.А. Третьякова).