Проектный Колледж: Проект "Развитие способностей" - Проектный Колледж

Перейти к содержимому

  • 3 Страниц +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Проект "Развитие способностей"

#1 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 11 сентября 2014 - 19:50

Итак. Первое заседание состоялось. Каждый наметил свои цели, возможный востребованный продукт. Разделились на четыре группы по принципу содержания интересов.

Группа 1 - организация своей работы (в том числе, правильное распределение времени) и работы группы, лидерские способности, руководство, управление. (Антон, Сережа, Василиса, Егор)

Группа 2 - понимание, коммуникация, умение работать с детьми. (Христя, Саша, Лена Л.)

Группа 3 - решение трудностей общения. (Женя, Лена И., Лиза)

Группа 4 - игротехнические способности. (Лена, Дима)

Антон представил проект на сессии. Получил два вопроса: 1. С чем связано то, что раньше работали от запроса учителя, куратора, а сейчас - от выбранной способности? (Степан Викторович). 2. С чего начинается работа? (Саша Белоглазова). И одно предложение - перед проведением тренинга дать возможным участникам семь утверждений, которые позволят им совершить самодиагностику - актуален ли для них заявленный тренинг, или нет.

Домашнее задание №1

(срок сдачи - вечер 14 сентября, по электронной почте alisez собака yandex.ru):

1. Опишите реального человека, у которого хорошо развита та способность, которую вы выбрали для проработки. В чем это проявляется? Какую роль эта способность играет в его жизни? (объем - не менее 0,5 страницы).

2. Дополните составленный на занятии план работы вашей группы в проекте на год.

Вопросы по заданию и общей организации работы можно обсуждать в этой теме.


0

#2 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 14 сентября 2014 - 13:47

С каждого занятия на следующее будет домашнее задание.
Оно будет включать две части - индивидуальную и коллективную.
Формулировать задания будут участники и руководитель проекта.
Домашние работы вывешиваются на форуме до следующего после заседания понедельника.
Вопросы по заданию можно задать в этой теме.
0

#3 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 16 сентября 2014 - 16:16

Цели встречи:
1. Наметить в общем виде этапы работы над проектом.
2. Начать прорисовку схемы выбранной способности.

Ход занятия и основное содержание:

Требования к проекту:
1. личная значимость,
2. культуросообразность (традиция, ценности, средства и др.),
3. востребованность (так это обсуждалось на проектной сессии, посмотрела в статье Ю.В. Громыко о значении проектных методов в образовании - там указана конкурентноспособность),
4. реализуемость.

Этапы работы над проектом:
1. Определение сути выбранной способности. Ее значимости. Путей ее развития.
2. "Я и выбранная способность": в какой степени я ею владею? Каков ближайший шаг в ее развитии? За счет чего он может быть совершен?
3. "Другие и выбранная способность": кто еще заинтересован в развитии этой способности у себя? у других (например, куратор)?
4. Создание сценария занятия (в форме тренинга, ОДИ, и т.д.) и его экспертиза.
5. Организационный: создание условий для проведения разработанного занятия, в том числе, заключение договоренностей.
6. Проведение занятия.
7. Рефлексия. Обозначение перспектив и новых замыслов.

Каждый должен решить для себя - ? Сколько раз хотели бы пройти эти этапы?
Обсудили - ? Каково, на ваш взгляд, идеальное соотношение по вложению сил и времени между этапами проектного действия: замысел - реализация - рефлексия?

Д.з. №2
1. Опишите суть своей способности, отразите ее на схеме (основные составляющие, умения, и т.д.). Формат: схема и ее описание.
2. В каких сферах деятельности выбранная вами способность имеет принципиально важное значение? Почему? Обучают ли этому? Если да, то кто и как?

Кто не выполнил Дз. №1, выполняйте. Это поможет в выполнении следующих заданий.
0

#4 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 19 сентября 2014 - 13:13

Иван Анатольевич указал ссылку на интересный ресурс http://events.mosedu.ru/ - там можно поискать интересные лекции по направлению, связанному с вашей способностью, например, тем, кого волнует управление и и лидерство, может быть интересным http://events.mosedu...ts-list/90/2468, тех, кто думает об анализе текста может заинтересовать http://events.mosedu...s-list/356/2875, и так далее. Поищите Изображение
0

#5 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 26 сентября 2014 - 13:06

23.09.14

Цель: ознакомиться с идеей, согласно которой развитие способностей связано с освоением культурных образцов деятельности.


Ход занятия:

1. Индивидуально письменно зафиксировали исходное представление о том, что такое способность, что такое развитие способности, за счет чего оно может произойти.

2. Прочитали фрагмент текста о развитии способности (Алексеева, Л.Н. Мыследеятельностная диагностикаспособностей в образовании [Текст] / Л.Н. Алексеева, Ю.В. Громыко //Разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальныхспособностей старших школьников. Формирование научности 21-го века вобразовании. Пособие для учителя / Ю.В. Громыко, Д.Б. Дмитриев,Ю.В. Крупнов, и др. – Москва: Пушкинский институт, 2001. – Часть III. –Гл. 5. – С. 281-296. – (Серия «Мыследеятельностная педагогика»), стр. 284-285).

3. Выбор человека, у которого взять интервью о своей способности (ее сути, значимости, образцах, стратегиях ее развития, показателях уровня ее развития).

Результаты:

1. С опорой на текст зафиксировали следующие утверждения:

- развитие способности может произойти в результате сравнения своего способа действия с культурными образцами, (Саша и Егор)

- развитие способности может проявляться в увеличении количества задач, которые человек становится способным решать, (Саша)

- для развития способности важна осознанность, в том числе, понимание своего способа действия, (Федя)

- важно объективировать свой способ действия (Федя).

Споры возникли вокруг вопроса, что имеется в виду под "расширением пространства существования собственных действий", возникающим в результате переосмысления своих действий. То ли это расширение круга задач, которые человек становится способным решать, то ли еще что-то.

Работая в группе, Сережа отмечал, что развитие способности не может произойти, если человек бездействует, Антон отмечал, что развитие способности связано с освоением или изменением способа, хотя не хотелось бы выражать способность через способ.

2. Каждый определился, у кого будет брать интервью о своей способности.


0

#6 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 30 сентября 2014 - 16:37

Цель: определиться, каким должен быть следующий шаг для тех, кто взял интервью о выбранной способности (Лена, Дима, Христя).

Ход занятия:
0. Фиксация: долгов по домашним заданиям много (в сумме 21).
1. Кто как участвует в подготовке Дня самоуправления, какие задачи перед собой ставит, в том числе, связанные с выбранной способностью.
2. Христина об интервью с Ларисой Никитичной: о сути и значении способности анализа текста (интервью см. в д.з. №3).
3. Лена и Дима об интервью с Александром Сергеевичем: о смене стратегии - отказ от углубления в построении полной карты игротехнических способностей к тренировке тех, которые на данный момент кажутся центральными.
4. Все участники проекта назвали 2-4 основных способности игротехника.

Итого:
Дима решил готовить просмотры и обсуждения фильмов для тренировки коммуникации, самоорганизации, ориентации в ситуации, импровизации (для начала определяет, что должно входить в замысел обсуждения).
Лена решила делать настольную игру для тренировки постановки задач, анализа ситуации и применения инструментов и способов игротехнической работы.
Христина решает, с каким текстом, с каким контингентом она хотела бы работать со способами понимания, связанными с восстановлением логики повествования и авторской позиции.

Женя готовит переход в Энергетический проект.
0

#7 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 07 октября 2014 - 22:17

В наш проект пришли две девятиклассницы - Настя и Василиса. Их интересует способность к коммуникации и к рефлексии.

После знакомства состоялось обсуждение впечатлений от участия в Дне самоуправления и обозначение перспектив.

1. Христя рассказала о трех феноменах: "ученик, который отвечает на вопрос, но не может аргументировать ответ", "ученик, который правильно решает задачу, но не стремится ее представить классу", "читая текст второклассников задевает за живое совсем другое, чем одиннадцатиклассников". Мы пытались предположить, что скрывается за каждым из наблюдений. М.б. в первом случае второклассник не обладает нужными различениями и поэтому не может аргументировать ответ? Во втором случае виной всему особенности отношения к своей работе, как частной, не имеющей отношения к коллективу, или коммуникативная неоснащенность? Что именно "задевает" второклассников и как это можно учитывать при работе с ними?
2. Сережа отметил, что на этапе подготовки были сложности соорганизации действий и некоторая размытость в вопросах распределения ответственности. Подчеркнул, что очень важно продумать, чем будет каждый заниматься в День самоуправления. Чтобы роль каждого была востребована и осмыслена. Отдельная работа при подготовке дублеров - формулирование каждым своей цели участия в Дне самоуправления в роли / позиции учителя.
3. Лиза рассказала, что игра, которую 10 класс провел для 7-го, была направлена на обучение семиклашек пониманию в коммуникации. Описала трудность, с которой столкнулась - один из участников группы сначала яро сопротивлялся общей аргументированной версии группы, затем неожиданно, без видимых на то причин, со всеми соглашался.
4. Лена И. отметила, что ряд сложностей в работе был связан с тем, что семиклассники не владели понятием "биологический вид". Другие сложности были связаны с непониманием, непринятием и не удержанием некоторыми игроками задачи.

P.S. Дорогие участники встречи, если вы считаете, что было еще что-то важное на сегодняшней встрече, дополните, пожалуйста. (мой акцент на трудностях связан с тем, что их выявление может позволить наметить перспективу - чему надо учиться, с чем разобраться, что преодолеть..., а не с тем, что ничего прекрасного не было).
0

#8 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 16 октября 2014 - 00:55

Краткое описание встречи:
1. ДЗ. Много долгов. Нужно их ликвидировать. Все должны сдать все ДЗ, даже если болели. Если человек придумал себе свой вариант ДЗ, то может выполнять его, если обосновал его необходимость и согласовал со мной в срок до субботы (включительно) после занятия.
2. Устный опрос. Что может препятствовать развитию выбранной способности? Ответы учеников: лень, нежелание, отсутствие объективной обратной связи, неверие в свои силы, ... (дополните, если я что-то упустила). Мое добавление: отсутствие знания о способности и о том, как ее развивать (на мой взгляд, эта причина обычно незаслуженно игнорируется, все почему-то считают, что обладают достаточными знаниями о способности, хотя обычно это далеко не так).3. Еще два человека взяли интервью о способности, которую они выбрали для работы (Лена И. - у Ильи Андреевича, Саша Б. - у Александра Сергеевича). Ответы оформляются. Важно различать два жанра - один - приведение ответов того, у кого брали интервью, и второй - свой анализ этих ответов с точки зрения того, что вас интересует.
4. Заполнение российской модификации опросника Дж. Роттера, выявляющего локус контроля ("уровень субъективного контроля"). Важно для проектной деятельности четкое понимание "на что я (не)могу повлиять?", "за что я (не)беру ответственность?". Понятие "выученной беспомощности". Опросник как пример диагностического материала: как составить набор диагностических вопросов к своему тренингу / занятию? (Лена М.: диагностика диагностике рознь, - для выявления владения средством можно дать задачку на применение этого средства).
5. Работа в группах с текстом интервью, которое взяла Лиза у Светланы Александровны про способность коммуникации (схема способа; задание на тренировку). Самые важные аспекты способности к коммуникации (с опорой на текст интервью): цели, задачи (Дима), осознание и различение своих целей и целей собеседника (Лиза, Христя), поиск переплетения целей (Лиза), слышать, понимать ДРУГОГО (Сережа, Лена И., Настя, Саша), различение своего и чужого (Лена М.).
Группа Христи доложила результаты своей работы, отметила, что человек в коммуникации должен осознавать важность своего собеседника, удерживать цели и задачи, предмет обсуждения, нормы культурные (этикета), сопоставлять и разграничивать свои мысли с мыслями другого и не осуществлять подмену. В качестве задания они предложили организовать обсуждение противоречивого вопроса, в рамках которого участники выражают разные версии и должны прийти к общему мнению. Лена М. возразила, что простое обсуждение может не привести к развитию способности, что в задании должен быть заложен механизм развития способности, например, задавать вопросы, требующие осуществление рефлексии (что мы сейчас обсуждаем? и т.д.).


0

#9 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 21 октября 2014 - 23:37

Краткое описание встречи:


1. Заполнение листа самооценки Прикрепленный файл  проект заседание 7.doc (26К)
Количество загрузок:: 264

2. Вопросы участников проекта в связи с заполнением листа самооценки.
Христя: существуют ли тексты, которые я не смогу понять (кроме текстов, в которых есть непонятные термины)? Результат обсуждения: Христя ищет исторические / обществоведческие тексты про революцию 1917 года, или про Гражданскую войну, желательно - тексты авторов, чьи позиции значительно различались (первый шаг - спросить у учителей истории, что это могли бы быть за тексты), аспект понимания - восстановление позиции автора.
Федя, Лена: на кого нам ориентироваться как на адресатов нашей игры? Решение: на колледжских ребят, желающих быть игротехниками, м.б. на "Лифт в будущее".

3. Рассказ Сережи и Лены о посещенном цикле лекций о лидерстве. Центральное впечатление: лектор рассказывал о разных приемах воздействия на аудиторию (ораторское искусство, язык тела и т.д.), но не рассказывал о сути и назначении лидерства (куда вести? зачем? как решить, куда вести?). Решение: Лена формулирует вопрос к докладчику, на следующем занятии мы его "экспертируем", м.б. потом в Фейсбуке задаем лектору.

4. Работа с пониманием интервью, которое Саша взяла у Александра Сергеевича. Попытка схематизации мысли, заключенной в высказывании (о работе, которую нужно провести с человеком, который стремится всю работу сделать сам, и не дает никому в группе работать) "сдвижка мотивационных ориентиров от "я - самый..." к "мы смогли и я этому поспособствовал"".

Домашнее задание направлено на попытку применения различения двух типов заданий: 1. требующих применения уже освоенного способа, 2. способствующих развитию способности, т.е. усложнению существующего способа или приобретению нового.

Если я что-то упустила, дополните, пожалуйста.
0

#10 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 29 октября 2014 - 00:54

Занятие 28.10.2014 было посвящено прояснению следующего шага каждого участника работы.

Примерно половине группы предстоит взять интервью у человека-образца в выбранной способности (Лена И., Лена Л., Василиса, Настя, Егор, Антон). Дело ценное и интересное.
Часть группы поработает с литературой (Сережа, Егор (5-ти минутное сообщение), Саша, Лиза).
Василиса и Настя подготовят доклад и обсуждение по важной, на их взгляд, теме, с целью прочувствовать коммуникативную ситуацию, получить опыт отстаивания своей позиции, выяснения и уточнения позиции собеседника.
Лена с Федей подготовят проведение игры по подготовке игротехников (внутри проекта).
Дима подготовит сообщение о конфликтных ситуациях, в которые попадал А.С. Макаренко, организуя жизнь колонии, и о том, как он из них вышел (по "Педагогической поэме").
Сережа с Христей обсудят идею игры, направленной на развитие способностей, которые требуются управленцу.

По ходу постановки задач обсудили отличие манипуляции (один человек считает свои интересы более важными, и скрывая свои цели от второго, вынуждает того действовать в своих интересах) и сотрудничества (люди открыто обсуждают свои цели, учитывают интересы друг друга).

Организационное
консультация по проекту состоится 5 ноября в 14.00 в 25 кабинете.

Присутствие "должников" (по домашним работам) обязательно.
Табличка "сданные домашние работы" тут Прикрепленный файл  30 10 2014 сдача дз.doc (66,5К)
Количество загрузок:: 306.
0

#11 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 12 ноября 2014 - 10:26

На встрече 11.11.14 мы обсудили, что кто сделал в рамках своих задач, какие задачи ставит на будущее, какие вопросы хотел бы обсудить со всеми.

Рассмотрим по отношению к тем задачам, которые были поставлены на прошлом занятии.

1. "Примерно половине группы предстоит взять интервью у человека-образца в выбранной способности (Лена И., Лена Л., Василиса, Настя, Егор, Антон, Федя). "
Лена Л. и Егор на каникулах взяли интервью у Светланы Александровны и у меня, соответственно.
Лена И. нашла человека, у которого решила взять интервью.

2. "Часть группы поработает с литературой (Сережа, Егор (5-ти минутное сообщение), Саша, Лиза)."
Саша и Лиза нашли, что читать. Осталось составить вопросы, на которые они хотят ответить при чтении. Саша, Лиза и Антон к следующему занятию готовят мини-сообщения на основе прочитанного.
Хорошо бы в сообщении ответить на следующие вопросы:
- кто автор, какой у него опыт? почему он пишет о выбранной вами способности?
- что он пишет о выбранной вами способности?
- как вы относитесь к тому, что он пишет? (согласны / не согласны, почему? чему у него стоит / не стоит учиться? зачем?)

3. "Василиса и Настя подготовят доклад и обсуждение по важной, на их взгляд, теме, с целью прочувствовать коммуникативную ситуацию, получить опыт отстаивания своей позиции, выяснения и уточнения позиции собеседника."
На встрече девочек не было.

4. "Лена с Федей подготовят проведение игры по подготовке игротехников (внутри проекта)."
Лена и Федя подготовили, Лена провела игру с тремя родителями учеников младшей школы.
Выводы:
1. задания сложные, но упрощать не целесообразно, так как все они для освоения игротехнических навыков важны,
2. нужно разработать адекватную форму фиксации успешности каждого хода, чтобы игроки в течение игры накапливали опыт.
На встрече разобрали одно из заданий на схематизацию.
Были поставлены следующие вопросы:
какие задания на схематизацию наиболее уместны при работе с художественным текстом?
не нужно ли брать научные, научно-популярные тексты для заданий, в которых нужно анализировать устройство объекта, его составляющие?

После занятия остановились на том, что одной из форм фиксации продвижения игрока может быть прилагающаяся к каждому заданию "карточка самооценки". По структуре она может состоять из, во-первых, в общем виде сформулированной нормы работы игротехника, владение которой выявляет задание, во-вторых, основы для фиксации успешности выполнения задания (по объективным показателям).
К следующему занятию Федя и Лена просматривают задания по схематизации и коммуникации, чтобы определить, для каких из них такая форма уместна, для каких требуется другая форма.


5. "Дима подготовит сообщение о конфликтных ситуациях, в которые попадал А.С. Макаренко, организуя жизнь колонии, и о том, как он из них вышел (по "Педагогической поэме"). "
Дима просмотрел два фильма, сообщение про работу А.С. Макаренко переносится на будущее. Аспект анализа ситуаций - как он работает с сознанием совершенно отличающихся от него людей?

6. "Сережа с Христей обсудят идею игры, направленной на развитие способностей, которые требуются управленцу."
Основные вопросы:
- какие позиции должны быть в игре,
- что лежит в основе позиции управленца, и других позиций.

На проекте у нас была гость из Новосибирска. Она предложила рассматривать позицию, как единство слова и дела.




0

#12 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 18 ноября 2014 - 17:59

18.11.14

Прошлись по индивидуальным задачам.
1. Саша просмотрела книжки, которые ей советовала Светлана Александровна, пришла к выводу, что они не подходят. Будет искать книги о том, как эффективно выстраивать работу в группе, каким образом можно изменять мотивационные ориентиры, чтобы человек, который стремился доказать, что его версия наиболее хороша, переключился на задачу достигнуть лучший результат групповой работы. Что это может быть за книга? (см. работы В.В. Рубцова и Ю.В. Громыко про коллективно-распределенную деятельность? А.С. Макаренко "Педагогическую поэму" - искать там примеры работы с мотивационными ориентирами?)
2. Лена Л. написала текст-рефлексию игры в 7 классе. Задача - начать создавать сценарий занятия с 7 классом, направленный на развитие способности коммуникации.
3. Лиза сделала сообщение по итогам прочтения трети книги Д. Карнеги. На следующее занятие запланировали анализ советов из этой книги. Сформулировали правила работы с советами Прикрепленное изображение: 20141118_1544561.jpg и Прикрепленное изображение: 20141118_1545031.jpg. Задача к следующему занятию: отобрать 15 советов из книги Д. Карнеги, которые касаются выбранной ею способности; сформулировать схему анализа совета.
4. Антон сделал сообщение по книге С.Р. Кови "7 навыков высокоэффективных людей". Планирует изучить часть книги, законспектировать ее.
5. Дима участвует в подготовке коммуникативно-герменевтического тренинга, который проводит Наталья Борисовна Ковалева. Просматривает фильм, на основе которого планирует провести обсуждение.
6. Лена М. и Федя разрабатывают критерии оценивания успешности выполнения заданий к игре по подготовке игротехников. Задача - отобрать задания для проведения на проекте (на 45 минут).
7. Егор готовит сообщение по книге В.К. Зарецкого "Если ситуация кажется неразрешимой".
8. Настя и Василиса берут интервью у тех, кого выбрали в качестве образцов по своей способности. У Насти возникла идея сконцентрировать внимание на конфликтах и их разрешении.
0

#13 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 25 ноября 2014 - 18:02

Саша сформулировала два круга вопросов для работы с книгой А.С. Макаренко "Педагогическая поэма" (привожу примерные формулировки): 1. В каких ситуациях автор сталкивался с проявлением лидерства среди воспитанников, и как он с ним работал? Было ли лидерство деструктивным или конструктивным? (по какому критерию можно отличить первое от второго?) 2. В каких типах ситуаций требуется правильно распределять обязанности в коллективной работе? В каких типах ситуаций этому можно научиться? Как конструировать такие ситуации? Каковы основные характеристики этих ситуаций?

По итогам знакомства с книгой В.К. Зарецкого "Если ситуация кажется неразрешимой", Егор зафиксировал два тезиса (по вопросу "как решить неразрешимую проблему"):1. Нужно откинуть старые стереотипы, схемы, которые не позволяют решить проблему.2. Нужно отказаться от абсурдных решений.Что пока не понятно:1. По какому критерию можно определить, что решение абсурдно?2. Каким образом от неэффективных нескончаемых попыток решения перейти к выявлению стереотипов?

Лена Л. предложила участникам проекта выполнить задание по выбранному ею тексту для занятия с 7б классом. Обсуждение игры продолжится в закрытой части форума.

Дима рассказал о своем опыте участия в тренинге в качестве игротехника. Отметил, что сложно оказалось согласовывать свои действия с другим игротехником, предложил вариант выстраивания взаимодействия, основанный на видении сильных сторон своих (чуткое понимание настроений и интересов участников) и второго игротехника (глубокое знание материала, с которым осуществляется работа на тренинге). Остается открытым вопрос о целях работы игротехника на тренинге - исчерпываются ли они передачей участникам ряда идей (различение прогноза и проекта, "город как фактор формирования человека", и т.д.). Если не исчерпываются, то в чем еще они заключаются (по мнению Димы и по замыслу организаторов тренинга)?

Лена М. провела обсуждение одного из заданий из игры по подготовке игротехников. Ставила три вопроса: 1. Развивает ли задание, и если да, то за счет чего? 2. Как фиксировать успешность выполнения задания? 3. Как для игроков фиксировать их опыт, полученный в результате выполнения задания?
В задании требовалось предположить, с какими типичными трудностями может столкнуться игротехник работая в каждом из 4-х режимов работы игротехника (по кн. Ю.В. Пахомова "Игротехнический букварь": 1. Поиск решений, 2. Синтез и структурирование решений, 3. Спор, 4. Постановка вопросов).
Отвечая на первый из поставленных вопросов, мы пришли к выводу, что хорошо бы в задании давать не только название режима работы игротехника, но и указывать на характерные задачи каждого из них. Тогда в результате выполнения задания у игроков сложится представление о задачах основных режимов работы игротехника. В то же время, показалось странным обсуждение режимов работы до обсуждения ее целей, принципов, приоритетов.
Лена предложила в качестве формы фиксации опыта прохождения заданий для игроков - заполнение таблички, в которой для каждого из режимов работы игротехника будут последовательно (в ходе игры) заполняться графы "трудности", "средства" и т.д. Предполагается два типа таблиц - индивидуальная и нормативная.
0

#14 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 25 ноября 2014 - 23:50

Может быть, на данном этапе целесообразно обсудить в целом представление об игротехнической работе, изложенное в "и.т. букваре"? А потом уже конкретные задания, придуманные на его основе? Лена и Федя, что вы думаете об этом?
0

#15 Пользователь офлайн   forshine 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Школьники
  • Сообщений: 287
  • Регистрация: 29 октября 10

Отправлено 27 ноября 2014 - 21:33

Очень может быть. Даже прочитав книжку не целиком, а по диагонали, поняла, что она с точки зрения фиксации содержания игротехнической работы уникальна.
Тот кто идет навстречу солнцу, тень оставляет позади.
___________________________________________________
Елена Матвейшина. Будущий 22 выпуск.
0

#16 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 17 декабря 2014 - 00:07

Часть 1.


Краткий обзор событий:


1. Лена М. успешно представила проект на научно-практическом семинаре гостям из Департамента образования г. Перми. Отметила, что у проектов "Живой город" и "Космические лучи" была заранее подготовленная PowerPoint презентация, что позволяло делать доклад более наглядным. (начало декабря)

2. Лена М., Лена Л., Лиза и Саша успешно приняли участие в игре в 8 классе в качестве игротехников. Игра проводилась на материале фрагментов диалога Платона "Горгий" и была посвящена восстановлению рассуждения о том,что такое красноречие. (8 и 9 декабря)

Каждому участнику проекта было предложено определить, на каком этапе создания замысла своего проекта он находится:

1. Обоснованный выбор значимой способности.

2. Описание способа, лежащего в основе способности, или отдельных важных приемов - в результате анализа интервью с человеком-образцом и книг по выбранной способности.

3. Продумывание, в каких типах ситуаций, в каких типах заданий этот способ необходим и востребован.

4. Продумывание, за счет чего этот способ может быть освоен (в какой тип ситуаций нужно попадать, с кем нужно взаимодействовать, какие действия нужно совершать и т.д.)

5. Кто адресат - кому из вашего окружения важно этот способ передать? Кто кооперанты - кто заинтересован в том, чтобы кто-то этот способ освоил?

6. Наличие договоренностей с кооперантами.

Пункты 1-5 имеют свое воплощение в сценарии занятия, тренинга, который и будет формой представления замысла. После этого возможно переходить к реализации и рефлексии.

На данный момент (с начала учебного года) в коллективе проекта есть два случая прохождения цикла "замысел-реализация-рефлексия" (Лена М. и Лена Л.).

Основная часть коллектива находится на этапе "описание способа,лежащего в основе способности, или отдельных важных приемов".



Часть 2.

Анализ фрагмента "Игротехнического букваря" Ю.В. Пахомова Прикрепленный файл  фрагмент pahomov_yu_v_igrotehnicheskii_bukvar.doc (141К)
Количество загрузок:: 562.

Индивидуальное письменное выполнение задания:

1. Засхематизируйте каждый из четырех описанных автором коммуникативных режимов.

2. На каком основании выделены режимы? Выделены ли эти режимы на едином основании (критерии классификации)? Если да, то что это за основание?

3. Зачем автор приводит эти четыре режима?

Накануне следующего занятия (в понедельник вечером) по электронной почте нужно представить ответы от групп.
0

#17 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 23 декабря 2014 - 18:37

Александр Евгеньевич рассказал о том, что хотел бы, чтобы проект в 5 е классе провел игру, в которой просто необходимо внимательно выслушивать и применять версии других игроков.
Думаем, на что должна быть направлена игра - на обучение выработке отношения к версии другого или на осознание личного вклада каждого в общий результат.
Насте, Василисе и Лене И. предстоит опросить учителей класса (2 вопроса - 1. какая основная трудность класса и 2. основная задача по отношению к классу с точки зрения развития способностей).

Разбирали фрагмент текста "Игротехнического букваря", выявляли основания выделения четырех режимов работы игротехника.
Остановились на том, что первые три режима направлены на создание группового решения (первый режим связан с порождением разного "нового" - разных решений, второй - с соотнесением разных решений, установлением связей между ними, то есть, складыванием "единого" из "разного", третий режим - выбор между тем, что несовместимо), четвертый режим уже связан не с выработкой группового решения, а с его оценкой, выявлением его ограничений. Три первых режима проводятся в рамках "целого" групповое решение, а четвертый - в рамках "целого" место группового решения в культуре.

Для каждого режима наметили специфические средства:
1-ый - эвристики (но часть из перечисленных в книге эвристик направлена на синтез решений, то есть, может быть применена и во втором режиме... неясно, на каком основании выделяются эвристики...).
2-ой - установление категориальных связей,
3-ий - удержание предмета спора, аргументация версии, обнаружение, что в версиях несовместимо.
4-ый - проверка решения на практике (работает ли оно?), постановка вопросов к тому, что неизвестно, соотнесение решения с существующими в культуре.

ДЗ: составьте план своей работы на оставшееся время работы в проекте в этом учебном году.

Столбцы:
1. задачи,
2. сроки их выполнения,
3. предполагаемый продукт или результат,
4. с кем предполагается сотрудничать, какая помощь от кого потребуется,
5. какие вопросы требуют решения (неопределенность, сомнения, и т.д.).

Срок сдачи - до 30 декабря включительно.


0

#18 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 17 января 2015 - 02:39

13 января 2015 года

Ученики 11 класса работают в проекте до конца февраля (по желанию можно работать до мая).
Задание ученикам 11 класса к следующему занятию (20 января) - написать часть курсовой, в которой описан замысел работы в проекте (какую способность выбрали; в чем ее актуальность; в чем заключается способ, лежащий в основе выбранной способности: схема и описание). Объем - около 2-х страниц.
Срок сдачи курсовой (итоговой письменной работы, в которой описан замысел личного проекта и рефлексия его воплощения) - 1 марта.

На первой части занятия работали с индивидуальными планами (с их конкретизацией).
На второй части занятия Лиза опробовала работу с советами Карнеги. Основной вывод - в критерии оценивания советов стоит включить мораль (честно ли по отношению к другому человеку поступать так, как советует автор).
У Саши намечается интересное занятие на основе анализа фрагментов текста А. Макаренко "Педагогическая поэма" (анализ образца работы с лидерами).
0

#19 Пользователь офлайн   Alise 

  • Коммуникант
  • PipPipPip
  • Группа: Сотрудники
  • Сообщений: 422
  • Регистрация: 04 сентября 06

Отправлено 25 января 2015 - 19:04

20 января 2015 года

Рисовали и обсуждали схемы выбранных способностей.
Христя рисовала выявление позиций (ценностей) через описание соотношения слов и действий людей. Следующий шаг - выбрать произведение, на примере которого применить эту технику (выявление позиции через анализ соотношения слов и действий человека).
Федя остановился на задаче анализа одной из трудных ситуаций в работе игротехника с группой - когда никто не готов взять на себя ответственности за работу группы.
Лена М. зафиксировала, что "и.т. способности" - это целый комплекс способностей. Остановились на том, что нужно решить, чем ограничиться, так как нельзя объять необъятное.
Дима опишет опыт работы с изменением мировоззрения, с которым столкнулся на коммуникативно-герменевтическом тренинге. Схему нужно доработать, ответив на вопрос, что именно и за счет чего происходит на тренингах - то ли у людей появляются вопросы (если так, то какие именно вопросы, как появляются), то ли у них появляются ответы (если так, то интересно - какие ответы и за счет чего они появляются).
Сережа опишет схему управления с опорой на прочитанные тексты Дж. Коллинза и Г.П. Щедровицкого.

Настя и Василиса начали опрашивать учителей 5 класса, чтобы прояснить, чему должна быть посвящена наша с ними игра.
Настя, Василиса и Лена И. анализируют интервью, взятые у Натальи Анатольевны и Ирины Игоревны, тренируются задавать уточняющие вопросы, которые позволили бы еще глубже раскрыть представление о способности коммуникации.
Лиза посмотрит библиографию Антония Сурожского, чтобы продолжить изучать способность коммуникации в аспекте "как нужно относиться к другому человеку".

Задание ученикам 9-10 классов:
1. Оформить письменно нарисованную на занятии схему и описать ее словами.
2. Написать отзыв на статью из журнала "Быть", которая наиболее связана с выбранной способностью.

Задание ученикам 11 класса: написать часть "замысел" итоговой письменной работы с учетом обсужденного на занятии (объем - около 2-х страниц).

0

#20 Пользователь офлайн   СерёжаСоловкин 

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Школьники
  • Сообщений: 16
  • Регистрация: 28 ноября 10

Отправлено 10 февраля 2015 - 20:45

По следам проведенной Проектной сессии я хочу сделать пару фиксаций, важных для работы нашего проекта.
В первую очередь, благодаря представительнице РГГУ Дарье зафиксировано, что важно и для работы каждого, и для работы проекта в целом осознание, удержание "отправной точки", набора тех качеств, характеристик, которые отражают степень нашего обладания способностью. Если мы смогли это отметить, то далее будет проще понять, в чем наше развитие.
Затем, после продолжительного обсуждения, Лена М. зафиксировала, что порой нам тяжело "померить" то, чему мы хотим научить детей, достаточно обширные способности мы не всегда можем внести в определенные рамки и четко классифицировать уровень владения способностью.
В конце А.С. сформулировал кратко, но очень емко ту проблему, которая у нас есть (на его взгляд): мы учим тому, что сами не (совсем) умеем делать (понимаем) (пояснения в скобках - мое понимание).
Так как в качестве конкретного примера личного роста была рассмотрена моя работа в проекте за три года, лично мне стало понятно, что умение рассказать о своих успехах на словах - это хорошо, но не достаточно, важно уметь показать свой рост в действии, чтобы этот рост могли увидеть другие, а на бумаге описать, как происходит (сам механизм) развитие способности и то, как она работает.
Если мною были допущены фактические ошибки, прошу помощи в их корректировке, заранее спасибо:)/>/>
С уважением, Соловкин Сергей.
0

Поделиться темой:


  • 3 Страниц +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей