Цитата
Знаешь, Лиза, проявление памяти будет в любом случае - неважно, "по дате" или "в повседневности". Традиция, обычай в особые дни-"памятования" какое-то свое время, в той или иной форме (общепринятой или как-то иначе) посвящать тем, кого с нами нет, - это прекрасная и благородная традиция. А формально или нет человек ее выполняет - это уже другое. Можно "положить цветочки", потому что "так полагается". А можно принести цветы и "подарить" их тому, кто тебе дорог. Или "возложить цветы" в знак искренней, личной благодарности за то, что этот человек, эти люди сделали.
Цитата
Да, конечно, это один вариант, и очень существенный. Другой вариант - что сама память о человеке помогает формировать восприятие "сегодняшних" вопросов.
У Роберта Рождественского в "Реквиеме" есть очень точные слова, если отнестись к ним не как к лозунгу (а этот поэт не писал лозунгов): "Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим. Это нужно не мертвым. Это нужно живым".
Как-то Андрей (Александрович) Андрюшков давал для учителей "мастер-класс" по "Проблеме" на материале поэзии Александра Твардовского. Обсуждая одно из стихотворений (если тебе важно, я вспомню и назову), он удивлялся (мне показалось, это был не методический прием, а настоящее непонимание), что солдат разговаривает со своим погибшим другом, спрашивает у него совета, проверяет себя по тому, как сделал бы его друг. Твардовский - атеист, как же он может говорить с умершим? В моем понимании - это и есть настоящая светлая память, или, на ином уровне, историческая память, благодаря которой мы можем лучше, нравственней строить жизнь. Память о мертвых, которые часть моей живой жизни.
А в один из годов работы проекта по истории Колледжа мне очень помог Георгий Петрович Щедровицкий. Я даже сделала выборку из его книги "Я всегда был идеалистом" (и файл, и распечатка есть в музее; или я тебе файл перешлю).