Случайное изображение

43. АС на мостках по дороге в Малышево

Концепция научно-исследовательской работы центра региональной политики развития образования Центрального регионального отделения Российской Академии образования

Страница для печати

1. При обсуждении вопроса об образовательной политике необходимо различать внутриведомственную образовательную политику (ВП) и политику сферы образования (в дальнейшем сферная политика, СП) по отношению к другим областям практики. Если последовательно проводить это различение, то следует зафиксировать следующее обстоятельство. Образовательная сферная политика как система долгосрочных (стратегических) целей развития образования и соотнесённых с этими целями средств использования всей сферы образования как механизма развития образовательных систем в настоящий момент ещё только складывается. И это является безусловно сложнейшей теоретической и практической задачей, которую и решает центр- складывание и анализ процессов формирования политики сферы образования.

2. Предметом образовательной политики в регионе являются принципы развития образования, предполагающие анализ социокультурной ситуации в регионе, определение целей и различных сценариев хозяйственного движения региона, анализ региональной системы образования как средства и механизма регионального развития. Региональная система образования при этом рассматривается дважды: с одной стороны, как имеющая независимую от ситуации в регионе форму самодвижения, а, с другой стороны, как механизм возможного проектируемого социокультурного развития региона. Рассмотрение образования одновременно как ценности и средства является обязательным моментом региональной образовательной политики. Совместно с руководством центрального регионального отделения РАО центром была разработана и выдвинута программа- “Образование как средство развития региональных общественных систем”.

3. Содержание разрабатываемой региональной политики развития образования структурируется в пакет организационно-управленческих документов, фиксирующих и закрепляющих позицию образования по отношению к другим сферам социокультурной и хозяйственной мыследеятельности в регионе: по отношению к социальному обеспечению и социальной защите, региональной экономике, региональной системе производств и т.д. В пакет региональной политики развития образования входят региональные и микрорегиональные программы развития образования, концепция целей развития образования, соотнесённая с целями развития региона в целом, организационный проект.

4. Вместе с тем, можно указать основные направления, по которым строится сегодня внутриведомственная политика отрасли образования, которая точно также является предметов анализа и разработок центра региональной политики развития образования. Этими направлениями являются политика децентрализации, политика диверсификации образовательных услуг, политика стандартизации процесса образования и нормирования деятельности образовательных учреждений и субъектов процесса образования, политика конвергенции результатов, методов и форм организации отечественного и зарубежного образования. ВП отрасли образования очень близко смыкается с деятельностью управления. Принципиальным является анализ и рассмотрение различий политики и деятельности управления. Основное отличие деятельности политики от деятельности управления, которое является предметом специальных исследований центра, состоит в том, что в случае деятельности политики мы имеем дело с использованием часто противостоящих друг другу противоположных принципов, которые должны быть сбалансированы в результате взаимодействия и соорганизации противостоящих друг другу разных позиций, имеющих разные цели и отдающих предпочтение тому или другому принципу. В случае деятельности управления мы имеем дело с реализацией и воплощением некоторого единого принципа. Таким образом, политика всегда гетеропринципна, то есть опирается на набор разных принципов, а управление гомопринципно- предполагает проведение в жизнь и реализацию одного единого принципа. Гетеропринципность, характеризующую разнородность принципов, необходимо отличать от плюралистичности как простой множественности принципов, а гомопринципность как реализацию единого сквозного принципа от монистичности как простого наличия всего одного принципа. Исходная идея внутриведомственной политики отрасли образования, проводимая руководством отрасли - занять позицию, которая бы позволяла определять условия и культурный уровень осуществления процессов образования, а относительно всего остального предоставить полное право выбора управленцам региональных систем образования различных уровней и точно также участникам образовательного процесса, является безусловно верной. Отсюда и необходимая логика развития важнейших нормативно-закрепляющих технологий, позволяющих контролировать процессы сертификации, аккредитации, лицензирования, нострификации, а также создание и улучшение стандартов общего, среднего и высшего образования.

5. Специальной задачей рассмотрения и изучения является вопрос, что представляет собой образовательная политика в условиях переходного периода. В условиях переходного периода, когда определяется место и назначение образования в системе формирующегося общества, а также финансово-экономические механизмы и источники обеспечения образования, возрастает роль доктринально-проектных и целеполагающих технологий. Необходимо спроектировать создать новые образцы образовательной деятельности, необходимо спроектировать новые типы организационных механизмов использования образованных людей, новые типы институциональных связей образования с другими сферами мыследеятельности. Именно в этот период определяется, каково то новое место, которое займёт образование в обществе, поэтому необходим совершенно новый взгляд на образование как на функцию общества.

6. Отдельной важнейшей проблемой построения политики образования в современном обществе является вопрос определения миссии образования в обществе, концепция, обеспечивающая самоопределение и самоидентификацию сферы образования в обществе. Определение этой миссии, на наш взгляд, является одним из центральных вопросов формирования сферной политики образования, позволяющей осуществить проникающее воздействие сферы образования во все поры общества. В этом случае представители сферы образования могут превратиться в своеобразный "социальный клей", при помощи и на основе которого могут быть склеены самые разнообразные куски распадающихся общественных структур в здоровые работающие конфигурации. Хотя этот вопрос требует специальной разработки, на наш взгляд, основная миссия образования как социокультурного института состоит в утверждении и отстаивании равенства всех людей перед Духом, духовной и материальной культурой, культурным творчеством, а также в организационном обеспечении этого равенства. В понимании этого положения ключевой момент подлинной демократизации общества и образования. Образование может позволить человеку на любом отрезке его жизни в результате самопреобразования и изменения форм организации сознания при опоре на осваиваемые культурные ценности сделать свою жизнь более содержательной и интересной.

Образование способно обеспечить на основе подвижнического образовательного труда изменение социального статуса и положения в обществе. Общество, в котором результаты образования не востребываются - дурное общество. Оно не заслуживает уважения и нуждается в серьёзном реформировании, если, впрочем, показано, что в другом обществе в это же самое время результаты данного образования востребованы.

Образование сегодня является одним из механизмов не только подготовки к будущему, но и реального формирования, производства будущего на основе освоения средств мышления, действия, коммуникации, новых типов знания, которые реально будут определять основные изменения в различных областях практики через 15-25 лет. Поэтому образование реально является сферой конкуренции различных тенденций будущего. Современное образование может быть построено таким образом, что в нём могут разрабатываться учащимися проекты новых форм организации мыследеятельности в различных системах практики, кардинально меняющих формы современной жизни. Безусловно, все эти доктринальные положения требуют дальнейшей разработки и проблематизации.

7. Одна из важнейших проблем формирования образовательной политики состоит в том, что в настоящий момент происходит выход за рамки идеологических представлений о политике к выявлению её технологических способов организации. В соответствии с современными представлениями, эффективная политика проявляется, в том числе в проектировании и разработке системы дискурсов, обеспечивающих влияние на общественное мнение в системах коммуникации, навязываемых обществу через систему средств массовой информации. Возникает вопрос, какие дискурсы должны быть созданы для занятия образованием доминирующей позиции в обществе, что должно программировать и декларировать образование как целостная общественная сфера практики?

8. Отдельная проблема - это рассмотрение образовательной политики как многопозиционной. Полноценная реализация системы политико-образовательных целей с опорой на регистр соответствующих средств возможна только при одновременном использовании всего набора позиций - государственно-отраслевых, законодательных, общественных. Это означает, что образовательная политика с точки зрения своей позиционной формы должна реализовываться как общественно-государственная. С этой точки зрения очень много для выстраивания общественного фокуса выдвижения общественно-образовательных целей делают различные негосударственные организации, например, движение "Образование- будущее России".

9. Важнейший предмет разработок и исследований образовательной политики состоит в обсуждении проблемы, при каких условиях образование может стать механизмом общественного развития? Мы последовательно проводим точку зрения, связанную с проектированием развития общества на основе образования. Для нас этот вопрос, отнюдь не предмет досужих академических рассуждений. Наша проблема состоит в том, чтобы спроектировать общественное развитие на основе образования. Мы собираемся не просто искать некоторые ускользающие от нашего внимания законы общественного развития, наша задача состоит в том, чтобы исходя из научно формулируемых проблем существования и продвижения нашего общества вперёд построить проект и программу его развития. Для того чтобы создавать на основе образования реальный механизм общественного развития, проект будущего общества должен быть с самого начала связан с конкретной программой его реализации.

10.Одним из важнейших продуктов образования - сферы стратегического продвижения России - являются новые формы организации сознания. Мы объясняем один из провалов в постановке целей образования в советской школе не только засильем идеологических штампов, но как раз тем, что в философии образования очень долгое время не выделялась форма организации сознания как важнейший продукт образования, отличающий образованного человека от необразованного.

Тот тип организации сознания, который представляет для нас интерес с точки зрения его выращивания и формирования внутри образования образует своеобразную устойчивую структуру, ограничиваемую следующими принципами:

1. Принципом искусственно-естественной организации сознания. С точки зрения этого принципа ставится вопрос об искусственно-проектном воспроизводстве, культивировании и формировании определённых типов и форм организации сознания.

2. Деятельностно-позиционным принципом организации сознания, в соответствии с которым форма организации сознания не выступает для рассматривающего её чем-то внешне противопоставленным и известным, пойманным нашим мышление объектом. По отношению к позиционно организованному сознанию справедливо следующее затруднение - непонятно, то ли мы изучаем сознание, то ли сознание изучает нас.

3. Принципом связи сознания и действия. Сюда же относится вопрос и о самосознании, как задающем максимальную ситуативную специфику осуществляемого действия и максимальную личностную определенность действующего в ней лица.

4. Принцип интерсубъективности и коммунитарности сознания, на основе которого определяется важнейшая роль общности и форм её организации как своеобразного "носителя" определённого типа сознания.

5. Принципом инструментальности сознания- в рамках этих представлений формы организации сознания оказываются связаны с вычленяемым типом средств, используемом для осуществления той или иной интеллектуальной работы.

6. Принципом знаково-семиотико-символической "природы" сознания - в соответствии с которым ставится вопрос о типах языков, прежде всего воззрительно-наглядных, обеспечивающих экспликацию и выявление содержаний сознания. Последовательная реализация всего вышеперечисленного набора принципов позволяет нам выделить совершенно особую форму организации сознания - многомерное сознание (ММ-сознание).

 

Директор центра региональной политики развития образования центрального регионального отделения доктор псих. наук Ю.В.Громыко

Поиск

Случайное видео

Образ Первый. Волна.