Случайное изображение

Майский байдарочный поход с детьми

Замысел Колледжа (расшифровка интервью)

Страница для печати

Основная идея «Колледжа» – это создание образовательного учреждения, которое могло обеспечивать освоение методологической культуры – это основная идея, мысль и функция. Под методологической культурой имеется в виду прежде всего освоение особого типа духовного искусства, которое связано и с Мышлением, и со способом действия. Методологическая культура заключается еще и в том, что выпускником колледжа становится человек, которого интересуют процессы развития. И основная задача – это ввести человека, учащегося колледжа в проблематику развития, которая является сложной исторической проблематикой, потому, что не все люди придерживаются мнения, что развитие должно существовать, и из этого возникает масса разнообразных проблем. Например, существовал такой итальянский мыслитель, который утверждал (Бенедикто Кроче), что развитие, может быть, вообще не должно существовать и все беды от развития. А с другой стороны проблема развития связана с соотношением «развитие – воспроизводство». Развитие – это не обязательно порождение чего-то нового, а это шаг нового в новое на основе усвоения и воспроизводства того содержания, которое существует в истории и культуре. Это самая первая и общая категориальная рамка, что задача колледжа – это введение человека в методологию и постановка человека перед практической задачей умения работать с развитием. Дальше оказывается, что процесс развития оказывается везде, т. е. это всеобщий, тотальный процесс. Но мы говорим не только об освоение музейных экспонатов, что само по себе важно, а возникает очень сложная проблема: как на основе того, что уже было сделано людьми до тебя и тем замыслом, который был заложен в тот или иной раздел науки и дисциплины, как на основе этого замысла сделать шаг в будущее. И это то, что касается наук. У каждой науки есть своя программа и вот когда эта программа присваивается и осваивается, встает вопрос, а в чем, собственно, следующий шаг развития? Но это касается не только наук, но и других разнообразных практик: например – управления, проектно-разработческих практик. И все это реализуется на схеме «велосипеда», которая задает шаг развития. Утверждается, что никакого естественного перехода из прошлого в будущее не существует, будущее существует постольку, поскольку его таким делает человек, который владеет прошлым, и на основании прошлого может поставить вопрос о том, а в чем может быть шаг в будущее на основе его силы и воли.

И третий момент – это сама Российская государственность. Где точно также: она исторически задана, есть определенный замысел по поводу этой государственности, и есть вопрос о том, что с этой Российской государственностью должно в будущем происходить.

С точки зрения образования, обучения методолог – это тот, кто серьезно интересуется действительно содержанием культуры в ее самых различных образцах, освоение разных содержаний культуры для него составляет огромную ценность, но не мертвого содержания. А дальше, на основе освоения содержания культуры, методолог способен вырабатывать проект, т.е. предъявляет замысел для следующего сдвига в ситуации. Для того, чтобы это делать, человек должен обладать определенным образом организованным сознанием, т.е. речь идет о методологически организованном сознании. Методологическая организация сознания предполагает особую отработку и особое формирование процессов методологической рефлексии, которые связаны с умением и способностью человека выделить средства, поскольку, с точки зрения антропологии - организация методолога определяется способностью вычленять средства в любой ситуации и при осуществлении любого дела. И для формирования методологической рефлексии началась разрабатываться область, которая называется метапредметы, поскольку идея метапредметов предполагает осуществление двух процедур: первая – это возможность при освоении того или иного содержания рефлексивно выделять тот или иной тип средств, который используется при решении данной конкретной задачи, а с другой стороны, это средство содержательно и качественно рассматривать. Потому, что помимо методологической рeфлексии существует множество других рeфлексий. И обычно, характеристика русского человека в XIX- начале XX вв. была связь с тем, что человек – это такое существо, которое рефлектирует и ничего при этом не делает. Типичный пример: Обломов, который постоянно занят огромным числом своих собственных проблем. Под рефлексией понималось погруженность в некоторый такой анализ и постоянное копание в самом себе. Так вот методология отличается от такого копания тем, что результат этой рефлексии может быть материализован и положен вовне, какая-то картинка может в результате быть нарисована или, говоря методологическим языком, результат этой внутренней работы может быть предметизован, положен вовне и рассмотрен как предмет. Этот предмет может быть рассмотрен объективно, независимо от меня. Это вторая процедура, если я занимаюсь метапредметом.

Центральное в методологическом мышлении (и этому как раз и следует учиться) - проблема и умение с ней и в ней работать: я на материале разных дисциплин и разных ситуаций могу выявлять некоторую проблему и отвлекаться от непосредственной задачи, с которой имеет дело данная область. Например, в истории я занимаюсь не только историческим содержанием и историческими сведениями, но я вычленяю, как там, в самом материале, может быть устроена сама проблема, например, проблема русской революции. Дальше я могу положить саму структуру этой проблемы, как некоторый независящий от меня предмет, который я могу объективно рассматривать. И если человек этого не умеет, то он очень часто будет попадать в ситуации, где он будет вынужден лбом разбивать стены, поскольку есть вещи, которые, которые больше способностей и возможностей каждого отдельного человека.

Это те некоторые элементы структуры колледжа: с одной стороны – это преподавание метапредметов, с другой стороны – это работа в проектах, где отрабатываются навыки проектирования. С этим, собственно, связана идея организации методологического колледжа.

Поиск

Случайное видео

Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова).

УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова включает в себя учебники по всем основным предметам: