Случайное изображение

1 сентября 9 класс

Метапредмет как форма обучения схематизации

Страница для печати

Задача обучения детей способам работы со знаками, искусству схематиза­ции определяется исключительной важностью знака в общественно-историчес­кой жизни людей. Одним из величайших открытий XX века стало открытие знаково-символической среды, которая, подобно воздуху, пропитывает все области существования человечества. Знаково-символическая среда является подчас неосознаваемой, но необходимой средой, обеспечивающей взаимодействие людей друг с другом, познание окружающей нас и преобразуемой нами дей­ствительности, равно как и само преобразовательное действие. Можно сказать, что это - совершенно особый мир, который не тождественен ни миру природы, ни миру общественных отношений. Он существует на своих собственных осно­ваниях. Именно поэтому мы считаем освоение схематизации учащимися в стар­шей школе исключительно важной задачей: ведь именно знак является тем ключиком, который позволяет осваивать содержание естественно-научного и гуманитарных предметов; понимать собеседника и добиваться встречного понимания; замысливать, организовывать и реализовать индивидуальное и коллективное действие; включаться в коллективы, осуществляющие мышление и деятельность; устанавливать историческую преемственность с мышлением и деятельностью предшествующих поколений и т.д.

Содержание, которое присваивается при помощи знака, не дано в некото­рой натуральной вещной форме, его надо еще уметь интеллектуально «уз­реть», «увидеть». К сожалению, способность интеллектуально видеть, пони­мать содержание, стоящее за знаком, и оформлять свое содержание в знаке не рождается вместе с человеком и не появляется в нем естественным образом. Этому надо учиться.

Все эти обстоятельства послужили причиной для разработки нового образовательного метапредмета «Знак». Преподавание данного метапредмета проводится уже 13 лет в старших классах средней школы № 1314 Москвы (разработчики и препо­даватели на разных этапах развития экспериментальной площадки - к.псих.н. Д.Б.Дмитриев, д.псих.н. Ю.В.Громыко, Ю.Г.Белькинд, к.псих.н М.В.Максимовская, Семин И.И., к.филос.н. Н.В. Громыко, А.А. Андрюшков, к.филос.н. Ф.М.Морозов)1.

Основной целью метапредмета «Знак» является обучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов. Это предполагает обучение детей тому, как «живут» знаки в разных процессах мыследеятельности - коммуникации, понимания, мышления, рефлексии, действия.

Технология схематизации позволяет учащимся осуществить переход от первичных изображений смысла, зафиксированных в рисунке, к мыслительной проработке содержания с помощью схем. Процесс схематизации может быть представлен в виде следующих тактов работы с визуальным изображением2.

На первом этапе должно быть зафиксировано представление, в котором разделяется понятное и непонятное. Особое значение здесь имеет построение образа того, что непонятно. Человек создает рисунок или «картинку», в кото­рой представлено понятное и непонятное. Эта картинка позволяет поставить вопросы и конкретизировать непонятное, выделив зону понятного. На следующем этапе полученная картинка подвергается категориальной проработке. В результате этой работы человек мыслительно организует, перерабатывает смысл и получает первое представление об объекте, с которым он имеет дело. Возникает схема - ее первый вариант. Далее, за счет того, что содержание зафиксировано графически, каждый его элемент можно проработать отдель­но, не боясь потерять остальные важные моменты. Так происходит совершенствование схемы: картинка постепенно, все больше и больше становится похожей на схему. Наличие знаковой формы позволяет увидеть, «пересчитать мысли», которые для человека были важны. На основе эпистемического анализа картинки выстраиваемого мысли­тельного объекта становится возможным выделить базовую идеализацию, ле­жащую в основе последнего. На последнем этапе проводится позиционная проработка картинки. Осуществляя позиционный анализ выстраиваемого мыслительного образа ученик выходит в рефлексивную позицию по отношению к собственному методу работы (используемым им средствам, имеющимся у него позиционным основаниям). Ученик на этом этапе должен ответить для себя на вопросы: с какой позиции я это рисую и вижу? как КТО? какие другие виден изданного объекта существуют? чем это можно объяснить?

Обучение подростков схематизации осуществляется на самом разном пред­метном материале, что позволяет им понять и увидеть универсальность дан­ной технологии, освоить технологию схематизации как таковую. В качестве примера здесь могут быть названы следующие курсы:

  • «Освоение этических понятий на материале литературных произведений» (разработчик - Д.Б.Дмитриев). В рамках данного курса, обращаясь к материалу разных художественных произведений, подростки пытаются отве­тить на вопросы о том, что такое, с их точки зрения, любовь, человек, свобода, используя язык схематизации.
  • «Рефлексивное мышление как основа теоретического мышления» (разра­ботчики - Н.В. Громыко, И.И. Семин). В ходе курса подростки решают сложней­шие вопросы и проблемы, связанные с террористической акцией, осуществлен­ной бандитами в Беслане 1 -3 сентября 2004 года. Работая по схеме «многих зна­ний», они получают разные версии произошедшего, исхода из политического, геополитического, конспирологического, экономического, исторического видения проблемы.
  • «Схематизация как средство создания художественного произведения» (разработчики - Н.В. Громыко, И.И. Семин). В рамках данного курса учащиеся используют язык схематизации для понимания содержания и композиционной формы художественного произведения, а также для создания собственных ху­дожественных произведений «по образцу» шедевров культуры (А.С.Пушкин, И.Бунин, О.Генри и т.д.).
  • Для обучения схематизации достаточно часто используется материал политологии и экономики. Так, курс «Политическая речь как форма полити­ческого действия» (разработчики - Ю.В. Громыко, А.А. Андрюшков, С.П.Усольцев, Н.В. Громыко) построен на материале обсуждения посланий трех пре­зидентов: президента США Линкольна, кандидата в президенты США ЛаРуша и президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию (16 мая 2003 года)3. Учащиеся используют в данном случае язык схематизации для выделения коммуникативных схем, определяющих разные варианты политического действия.
  • Технология схематизации очень важна при освоении разных кинематографических языков. Курс «Реэлити-шоу и символити-шоу как разные способы работы с реальностью», построенный на материале фильма «Путь Царей» выдающегося российского режиссера Е.Л.Шифферса (разработчики Ю.В.Гро­мыко, И.И.Семин, А.А. Андрюшков, Н.В.Громыко), позволяет вводить учащих­ся в пространство кинематографического моделирования.

(В учебном пособии Ю.В.Громыко «Метапредмет «Знак» заинтересован­ный читатель может познакомиться с целой серией других курсов, которые пред­лагается использовать при обучении школьников технологии схематизации).

Искусство схематизации является очень важной составляющей при освое­нии других метапредметов «Задача», «Знание», «Проблема». Так, в метапредмете «Задача» от уровня владения схематизацией зависит успешность созда­ния модели, лежащей в основе способа решения той или другой задачи. Схема­тизация позволяет описать и зафиксировать в знаке общий способ решения задачи. За счет схематизации учащиеся могут выделять типы задач.

При освоении учащимся культуры работы со знаниями (метапредмет «Зна­ние») очень многое зависит от того, насколько учащийся может графически выражать то содержание, которое стоит за определенными коммуникативны­ми различениями, идеализациями, понятиями, определяющими структуру зна­ния относительно того или другого объекта.

В метапредмете «Проблема» технология схематизации помогает осуществ­лять процессы позициирования, самоопределения и проблематизации. Схема позволяет выделять и удерживать отдельные позиции, складывающиеся (в клас­се, в обществе) по конкретному вопросу, помогает удерживать все в поле проблемной коммуникации в целом и не терять при этом свою собственную позицию.

На экспериментальной базе средней школы №1314 Москвы проводится обучение педагогов технологии схематизации - конкретным этапам ее осуще­ствления, а также тому, как она может быть использована в педагогической практике при преподавании традиционных учебных предметов.

 


1. Д.Б. Дмитриев. Метапредмет «Знак» - выращивание способности видеть невидимое. /В кн. «Разработка нового содержания образования и развитие интеллектулаьных способностей старших школьников. Формирование научности ХХI века в образовании. Пособие для учителя. – М.: Пушкинский институт, 2001. – 332 с. – Серия: Мыследеятельностная педагогика; Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. /Учебное пособие для учащихся старших классов. М.: Пушкинский институт, 2001 – 228 с.- Серия: Мыследеятельностная педагогика.

2. С основным этапом технологии схематизации можно познакомиться в учебном пособии Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание».

3. Курс разработан и проведён Ю.В. Громыко совместно с Н.В. Громыко, С.П. Усольцевым, А.А. Андрюшковым. Курс проводится в рамках мастер-класса Ю.В. Громыко по политической антропологии перед студентами Высшей школы экономики и других вузов г. Москвы с участием старшеклассников и выпускников школы №1314 г. Москвы. По материалам курса С.П. Усольцевым и Н.В. Громыко подготовлена публикация на сайте http://mmk-mission.ru/polit/antrop/20030522-vsest.html

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Human test by NotCaptcha for Drupal

Поиск

Случайное видео

Это мы продолжаем великое дело поэтов,
Пробивая гранит мы к познаниям идём.
У коварных у муз ищем верных ответов,
И наверное скоро и в правду найдём.

Это нам дали крылья коварные синие птицы,
Потихоньку желая наш род извести.
Дали волю летать чтоб однажды разбиться,
Но мы тут надолго, так что, Аида, прости.

Это для нас, созданы лунные ночи
Капли росы  и сияющий утренний луч.
Это мы дарим радость и что было мочи,
Пробиваем путь к солнцу сквозь тысячу туч.

Это мы, знаем друг друга не зная,