Случайное изображение

Прогулка по Москве 4

Метапредмет как форма обучения схематизации

Страница для печати

Задача обучения детей способам работы со знаками, искусству схематиза­ции определяется исключительной важностью знака в общественно-историчес­кой жизни людей. Одним из величайших открытий XX века стало открытие знаково-символической среды, которая, подобно воздуху, пропитывает все области существования человечества. Знаково-символическая среда является подчас неосознаваемой, но необходимой средой, обеспечивающей взаимодействие людей друг с другом, познание окружающей нас и преобразуемой нами дей­ствительности, равно как и само преобразовательное действие. Можно сказать, что это - совершенно особый мир, который не тождественен ни миру природы, ни миру общественных отношений. Он существует на своих собственных осно­ваниях. Именно поэтому мы считаем освоение схематизации учащимися в стар­шей школе исключительно важной задачей: ведь именно знак является тем ключиком, который позволяет осваивать содержание естественно-научного и гуманитарных предметов; понимать собеседника и добиваться встречного понимания; замысливать, организовывать и реализовать индивидуальное и коллективное действие; включаться в коллективы, осуществляющие мышление и деятельность; устанавливать историческую преемственность с мышлением и деятельностью предшествующих поколений и т.д.

Содержание, которое присваивается при помощи знака, не дано в некото­рой натуральной вещной форме, его надо еще уметь интеллектуально «уз­реть», «увидеть». К сожалению, способность интеллектуально видеть, пони­мать содержание, стоящее за знаком, и оформлять свое содержание в знаке не рождается вместе с человеком и не появляется в нем естественным образом. Этому надо учиться.

Все эти обстоятельства послужили причиной для разработки нового образовательного метапредмета «Знак». Преподавание данного метапредмета проводится уже 13 лет в старших классах средней школы № 1314 Москвы (разработчики и препо­даватели на разных этапах развития экспериментальной площадки - к.псих.н. Д.Б.Дмитриев, д.псих.н. Ю.В.Громыко, Ю.Г.Белькинд, к.псих.н М.В.Максимовская, Семин И.И., к.филос.н. Н.В. Громыко, А.А. Андрюшков, к.филос.н. Ф.М.Морозов)1.

Основной целью метапредмета «Знак» является обучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов. Это предполагает обучение детей тому, как «живут» знаки в разных процессах мыследеятельности - коммуникации, понимания, мышления, рефлексии, действия.

Технология схематизации позволяет учащимся осуществить переход от первичных изображений смысла, зафиксированных в рисунке, к мыслительной проработке содержания с помощью схем. Процесс схематизации может быть представлен в виде следующих тактов работы с визуальным изображением2.

На первом этапе должно быть зафиксировано представление, в котором разделяется понятное и непонятное. Особое значение здесь имеет построение образа того, что непонятно. Человек создает рисунок или «картинку», в кото­рой представлено понятное и непонятное. Эта картинка позволяет поставить вопросы и конкретизировать непонятное, выделив зону понятного. На следующем этапе полученная картинка подвергается категориальной проработке. В результате этой работы человек мыслительно организует, перерабатывает смысл и получает первое представление об объекте, с которым он имеет дело. Возникает схема - ее первый вариант. Далее, за счет того, что содержание зафиксировано графически, каждый его элемент можно проработать отдель­но, не боясь потерять остальные важные моменты. Так происходит совершенствование схемы: картинка постепенно, все больше и больше становится похожей на схему. Наличие знаковой формы позволяет увидеть, «пересчитать мысли», которые для человека были важны. На основе эпистемического анализа картинки выстраиваемого мысли­тельного объекта становится возможным выделить базовую идеализацию, ле­жащую в основе последнего. На последнем этапе проводится позиционная проработка картинки. Осуществляя позиционный анализ выстраиваемого мыслительного образа ученик выходит в рефлексивную позицию по отношению к собственному методу работы (используемым им средствам, имеющимся у него позиционным основаниям). Ученик на этом этапе должен ответить для себя на вопросы: с какой позиции я это рисую и вижу? как КТО? какие другие виден изданного объекта существуют? чем это можно объяснить?

Обучение подростков схематизации осуществляется на самом разном пред­метном материале, что позволяет им понять и увидеть универсальность дан­ной технологии, освоить технологию схематизации как таковую. В качестве примера здесь могут быть названы следующие курсы:

  • «Освоение этических понятий на материале литературных произведений» (разработчик - Д.Б.Дмитриев). В рамках данного курса, обращаясь к материалу разных художественных произведений, подростки пытаются отве­тить на вопросы о том, что такое, с их точки зрения, любовь, человек, свобода, используя язык схематизации.
  • «Рефлексивное мышление как основа теоретического мышления» (разра­ботчики - Н.В. Громыко, И.И. Семин). В ходе курса подростки решают сложней­шие вопросы и проблемы, связанные с террористической акцией, осуществлен­ной бандитами в Беслане 1 -3 сентября 2004 года. Работая по схеме «многих зна­ний», они получают разные версии произошедшего, исхода из политического, геополитического, конспирологического, экономического, исторического видения проблемы.
  • «Схематизация как средство создания художественного произведения» (разработчики - Н.В. Громыко, И.И. Семин). В рамках данного курса учащиеся используют язык схематизации для понимания содержания и композиционной формы художественного произведения, а также для создания собственных ху­дожественных произведений «по образцу» шедевров культуры (А.С.Пушкин, И.Бунин, О.Генри и т.д.).
  • Для обучения схематизации достаточно часто используется материал политологии и экономики. Так, курс «Политическая речь как форма полити­ческого действия» (разработчики - Ю.В. Громыко, А.А. Андрюшков, С.П.Усольцев, Н.В. Громыко) построен на материале обсуждения посланий трех пре­зидентов: президента США Линкольна, кандидата в президенты США ЛаРуша и президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию (16 мая 2003 года)3. Учащиеся используют в данном случае язык схематизации для выделения коммуникативных схем, определяющих разные варианты политического действия.
  • Технология схематизации очень важна при освоении разных кинематографических языков. Курс «Реэлити-шоу и символити-шоу как разные способы работы с реальностью», построенный на материале фильма «Путь Царей» выдающегося российского режиссера Е.Л.Шифферса (разработчики Ю.В.Гро­мыко, И.И.Семин, А.А. Андрюшков, Н.В.Громыко), позволяет вводить учащих­ся в пространство кинематографического моделирования.

(В учебном пособии Ю.В.Громыко «Метапредмет «Знак» заинтересован­ный читатель может познакомиться с целой серией других курсов, которые пред­лагается использовать при обучении школьников технологии схематизации).

Искусство схематизации является очень важной составляющей при освое­нии других метапредметов «Задача», «Знание», «Проблема». Так, в метапредмете «Задача» от уровня владения схематизацией зависит успешность созда­ния модели, лежащей в основе способа решения той или другой задачи. Схема­тизация позволяет описать и зафиксировать в знаке общий способ решения задачи. За счет схематизации учащиеся могут выделять типы задач.

При освоении учащимся культуры работы со знаниями (метапредмет «Зна­ние») очень многое зависит от того, насколько учащийся может графически выражать то содержание, которое стоит за определенными коммуникативны­ми различениями, идеализациями, понятиями, определяющими структуру зна­ния относительно того или другого объекта.

В метапредмете «Проблема» технология схематизации помогает осуществ­лять процессы позициирования, самоопределения и проблематизации. Схема позволяет выделять и удерживать отдельные позиции, складывающиеся (в клас­се, в обществе) по конкретному вопросу, помогает удерживать все в поле проблемной коммуникации в целом и не терять при этом свою собственную позицию.

На экспериментальной базе средней школы №1314 Москвы проводится обучение педагогов технологии схематизации - конкретным этапам ее осуще­ствления, а также тому, как она может быть использована в педагогической практике при преподавании традиционных учебных предметов.

 


1. Д.Б. Дмитриев. Метапредмет «Знак» - выращивание способности видеть невидимое. /В кн. «Разработка нового содержания образования и развитие интеллектулаьных способностей старших школьников. Формирование научности ХХI века в образовании. Пособие для учителя. – М.: Пушкинский институт, 2001. – 332 с. – Серия: Мыследеятельностная педагогика; Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. /Учебное пособие для учащихся старших классов. М.: Пушкинский институт, 2001 – 228 с.- Серия: Мыследеятельностная педагогика.

2. С основным этапом технологии схематизации можно познакомиться в учебном пособии Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание».

3. Курс разработан и проведён Ю.В. Громыко совместно с Н.В. Громыко, С.П. Усольцевым, А.А. Андрюшковым. Курс проводится в рамках мастер-класса Ю.В. Громыко по политической антропологии перед студентами Высшей школы экономики и других вузов г. Москвы с участием старшеклассников и выпускников школы №1314 г. Москвы. По материалам курса С.П. Усольцевым и Н.В. Громыко подготовлена публикация на сайте http://mmk-mission.ru/polit/antrop/20030522-vsest.html

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Human test by NotCaptcha for Drupal

Поиск

Случайное видео

Основная задача мыследеятельностной педагогики заключается в том, чтобы сформировать у детей способность мышления. За счет осуществления реального действия и мыслительных актов на основе полученных знаний и исследования процесса получения знаний создаются формы мыслительного и деятельностного опыта, которые могут стать предметом рефлексивного анализа и воспроизведения.