Случайное изображение

Александр Сергеевич Лазарев

Доклад на расширенном заседании Экспертного Совета города Москвы по инновационной деятельности в образовании 24.02.2011

Страница для печати

США, Евросоюз и Китай соревнуются сегодня на основе и принципах связности компетенций, осваиваемых технологий и знаний.

Инновационную связность компетенций, технологий и знаний обеспечивают определённые модели образования. Новые инициативы в области инженерно-технологического образования в США «поверх технологий», анализ скорости оборота знаний в образовании Евросоюза, борьба за качество образования в Китае демонстрируют успех этих стран в инновационно-стратегической гонке.

Интеграция знаний, технологий и компетенций и определяет создаваемую стоимость, выражающуюся в деньгах. Не деньги определяют создаваемую стоимость, они лишь позволяют её считать. Если образование не встроено в пазл связей с наукой и инновационной промышленностью, мы получаем лишних, невостребованных людей, с надуваемыми как флюс знаниями, которых непонятно, где и как использовать, либо людей антисоциальных, ненавидящих власть и правительство, и готовых разнести вдребезги существующий социальный порядок.

Инновационное образование в США сегодня начинается с дошкольного и младшего школьного возраста. Чувствительность ребёнка к изменениям и обучение его организовывать изменения может вызываться и поддерживаться только в неформальной коммуникации с педагогом, сверстниками и другими взрослыми. На место школы как обезличенного казенного дома, как пишут американцы, должна прийти живая и вибрирующая детско-взрослая общность, чувствительная не только к словам (иногда произносимым в сторону и шепотом), но и настройке сознания ребёнка.

Возможно, кому-то это покажется странным, но в России всё это уже есть в системе инновационного образования. То, к чему США и Евросоюз ещё только приступают, в России реализовано, причём не в виде слома и разрушения советского образования, давшего миру спутник, но в виде надстройки над ним, в виде его развития. Не случайно Обама во время одного из своих последних выступлений в Конгрессе сказал, что в США пришёл «момент спутника» – новой инновационной мобилизации. Мы готовили эффект «момента спутника» в Московском инновационном образовании.

1. Мы знаем, как конкретно практически за 5 лет построить Новую Общенародную Российскую Школу, включающего учащегося в процессы инновации и модернизации. Мы знаем, как переформатировать школу, превратив её из казённого учреждения в детско-взрослую образовательную общность. Создано и успешно используется педагогами и детьми новое содержание образования, когда всех детей учат мыслить, понимать и коммуницировать, действовать, используя и осваивая знания в разных областях. Это мыследеятельностное содержание не превращается в набор затверженных пустых заскорузлых алгоритмов и норм поведения, а является формой и способом освоения и использования различных знаний. В случае мыследеятельностного содержания деятельность не «болтается» в воздухе, не затверживается в виде каких-то правил, но восстанавливается по смыслу дела в ситуации и является работой со знаниями, а также знаками, задачами, проблемами, ситуацией, смыслами. Такое одновременное освоение способностей мышления, коммуникации, понимания, действия и знания, проблем, задач называется нами метапредметом. Над предметным конкретным знанием надстраивается деятельность, при помощи которой отслеживаются условия его происхождения и употребления.

Задача заключается не в том, чтобы заменить старые советские «плохие» школьные учебные предметы небольшим числом метапредметов, а в том, чтобы научить любого педагога строить учебный метапредметный курс. Этой работе педагога должны учить в вузе, и мы знаем, как его этому научить.

Новые способы учения и обучения, деятельности педагога и учащегося, когда они совместно исследуют, проектируют, конструируют, управляют, уже есть, уже созданы в виде живых образцов работы в инновационных сетях московского образования. Все школы Москвы, все школы России могут стать инновационными, осваивающими новые образцы работы, мыследеятельностное содержание образования. Содержательной становится сама форма работы учащихся, педагогов, сам способ деятельности.

В настоящий момент инновационной деятельностью охвачена 1000 школ, за 5 пять следующих лет все школы Москвы и многие школы России могут стать инновационными. Более того, дополнительным предметом изучения в инновационных школах будут инновационные модели мировой и российской экономики. Мы знаем, как создать и построить Новую Общенародную Российскую школу в каждом образовательном учреждении, в котором разнообразие и единые принципы не исключают друг друга, но образуют единство. Для этого образовательные учреждения могут во взаимодействии с учителями, родителями, учениками, жителями микрорайона, бизнес-сообществом, общественными группами, средствами массовой информации быть переформатированы. В результате этого переформатирования на месте казённого учреждения появится детско-взрослая образовательная общность.

Если любого ребёнка научить мыслить, понимать, самоопределяться и действовать при продвижении в освоении конкретных проблем и задач, он всегда найдёт себе место в постоянно меняющемся социуме и рыночной экономике. Надо открыть для ребёнка интеллектуальный универсум, раскрыть возможности освоения исторической памяти наших народов, инициировать его волю.

2. Но инновационное школьное развивающее образование жизненно необходимо только во взаимосвязях с инновационной промышленностью и практико-ориентированной наукой, открывающей новые физические принципы и эффекты, создающей новые технологии, а также стратегиями развития сфер практики. При этом целые отрасли практик могут «схлопываться» и исчезать в результате освоения новых технологий, а на их месте будут появляться новые индустрии, кластеры и сферы занятости. Поэтому мыследеятельностное образование востребовано только во взаимодействии с профессиональным образованием и программами развития существующих отраслей экономики, проектированием новых отраслей и кластеров вместе с представителями фундаментальной практико-ориентированной науки и инновационной промышленности.

3. Обсуждение и конкретное проектирование будущего лежит в основе воспитания. Воспитание – это и освоение системы ценностей, и воспитание вкуса. Человек, который сегодня, сейчас готовит себя к будущему и проживает это будущее, заинтересован в восстановлении своих корней, истории своего народа и страны. Именно проектное сознание и историческая память являются основой самосознания, способного культивировать образование и взращивать у каждой живой личности ответственность за свою жизнь, судьбу и страну.

Образование необходимо для того, чтобы поднимать интеллектуальный уровень нации, чтобы не дать возможности манипулировать сознанием. Мы же живём в период резкой деинтеллектуализации, деградационного тренда, и этот тренд вместе с «глупым» неинтеллектуальным телевидением, потерей интереса к чтению серьёзных книг, понижением культуры дискуссии и, наоборот, культивированием инстинктов толпы и насилия может остановить развитие образования, его гуманитарных технологий.

Многие считают, что развитие образования следует обсуждать после выборов. Это ошибка. Развитие образования необходимо обсуждать сейчас и всегда. И пока процесс разрушения российского образования ещё можно остановить, надо действовать.

Александр Лазарев

Большая благодарность тем, кто снимал, готовил и выкладывал в интеренете, перевел запись в письменный вид, разместил на сайте 1314.ру для нашего ознакомления. Спасибо.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Human test by NotCaptcha for Drupal

Поиск

Случайное видео

Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова).

УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова включает в себя учебники по всем основным предметам: