Случайное изображение

Саша Красовский

Концепция научно-исследовательской работы центра региональной политики развития образования Центрального регионального отделения Российской Академии образования

Страница для печати

1. При обсуждении вопроса об образовательной политике необходимо различать внутриведомственную образовательную политику (ВП) и политику сферы образования (в дальнейшем сферная политика, СП) по отношению к другим областям практики. Если последовательно проводить это различение, то следует зафиксировать следующее обстоятельство. Образовательная сферная политика как система долгосрочных (стратегических) целей развития образования и соотнесённых с этими целями средств использования всей сферы образования как механизма развития образовательных систем в настоящий момент ещё только складывается. И это является безусловно сложнейшей теоретической и практической задачей, которую и решает центр- складывание и анализ процессов формирования политики сферы образования.

2. Предметом образовательной политики в регионе являются принципы развития образования, предполагающие анализ социокультурной ситуации в регионе, определение целей и различных сценариев хозяйственного движения региона, анализ региональной системы образования как средства и механизма регионального развития. Региональная система образования при этом рассматривается дважды: с одной стороны, как имеющая независимую от ситуации в регионе форму самодвижения, а, с другой стороны, как механизм возможного проектируемого социокультурного развития региона. Рассмотрение образования одновременно как ценности и средства является обязательным моментом региональной образовательной политики. Совместно с руководством центрального регионального отделения РАО центром была разработана и выдвинута программа- “Образование как средство развития региональных общественных систем”.

3. Содержание разрабатываемой региональной политики развития образования структурируется в пакет организационно-управленческих документов, фиксирующих и закрепляющих позицию образования по отношению к другим сферам социокультурной и хозяйственной мыследеятельности в регионе: по отношению к социальному обеспечению и социальной защите, региональной экономике, региональной системе производств и т.д. В пакет региональной политики развития образования входят региональные и микрорегиональные программы развития образования, концепция целей развития образования, соотнесённая с целями развития региона в целом, организационный проект.

4. Вместе с тем, можно указать основные направления, по которым строится сегодня внутриведомственная политика отрасли образования, которая точно также является предметов анализа и разработок центра региональной политики развития образования. Этими направлениями являются политика децентрализации, политика диверсификации образовательных услуг, политика стандартизации процесса образования и нормирования деятельности образовательных учреждений и субъектов процесса образования, политика конвергенции результатов, методов и форм организации отечественного и зарубежного образования. ВП отрасли образования очень близко смыкается с деятельностью управления. Принципиальным является анализ и рассмотрение различий политики и деятельности управления. Основное отличие деятельности политики от деятельности управления, которое является предметом специальных исследований центра, состоит в том, что в случае деятельности политики мы имеем дело с использованием часто противостоящих друг другу противоположных принципов, которые должны быть сбалансированы в результате взаимодействия и соорганизации противостоящих друг другу разных позиций, имеющих разные цели и отдающих предпочтение тому или другому принципу. В случае деятельности управления мы имеем дело с реализацией и воплощением некоторого единого принципа. Таким образом, политика всегда гетеропринципна, то есть опирается на набор разных принципов, а управление гомопринципно- предполагает проведение в жизнь и реализацию одного единого принципа. Гетеропринципность, характеризующую разнородность принципов, необходимо отличать от плюралистичности как простой множественности принципов, а гомопринципность как реализацию единого сквозного принципа от монистичности как простого наличия всего одного принципа. Исходная идея внутриведомственной политики отрасли образования, проводимая руководством отрасли - занять позицию, которая бы позволяла определять условия и культурный уровень осуществления процессов образования, а относительно всего остального предоставить полное право выбора управленцам региональных систем образования различных уровней и точно также участникам образовательного процесса, является безусловно верной. Отсюда и необходимая логика развития важнейших нормативно-закрепляющих технологий, позволяющих контролировать процессы сертификации, аккредитации, лицензирования, нострификации, а также создание и улучшение стандартов общего, среднего и высшего образования.

5. Специальной задачей рассмотрения и изучения является вопрос, что представляет собой образовательная политика в условиях переходного периода. В условиях переходного периода, когда определяется место и назначение образования в системе формирующегося общества, а также финансово-экономические механизмы и источники обеспечения образования, возрастает роль доктринально-проектных и целеполагающих технологий. Необходимо спроектировать создать новые образцы образовательной деятельности, необходимо спроектировать новые типы организационных механизмов использования образованных людей, новые типы институциональных связей образования с другими сферами мыследеятельности. Именно в этот период определяется, каково то новое место, которое займёт образование в обществе, поэтому необходим совершенно новый взгляд на образование как на функцию общества.

6. Отдельной важнейшей проблемой построения политики образования в современном обществе является вопрос определения миссии образования в обществе, концепция, обеспечивающая самоопределение и самоидентификацию сферы образования в обществе. Определение этой миссии, на наш взгляд, является одним из центральных вопросов формирования сферной политики образования, позволяющей осуществить проникающее воздействие сферы образования во все поры общества. В этом случае представители сферы образования могут превратиться в своеобразный "социальный клей", при помощи и на основе которого могут быть склеены самые разнообразные куски распадающихся общественных структур в здоровые работающие конфигурации. Хотя этот вопрос требует специальной разработки, на наш взгляд, основная миссия образования как социокультурного института состоит в утверждении и отстаивании равенства всех людей перед Духом, духовной и материальной культурой, культурным творчеством, а также в организационном обеспечении этого равенства. В понимании этого положения ключевой момент подлинной демократизации общества и образования. Образование может позволить человеку на любом отрезке его жизни в результате самопреобразования и изменения форм организации сознания при опоре на осваиваемые культурные ценности сделать свою жизнь более содержательной и интересной.

Образование способно обеспечить на основе подвижнического образовательного труда изменение социального статуса и положения в обществе. Общество, в котором результаты образования не востребываются - дурное общество. Оно не заслуживает уважения и нуждается в серьёзном реформировании, если, впрочем, показано, что в другом обществе в это же самое время результаты данного образования востребованы.

Образование сегодня является одним из механизмов не только подготовки к будущему, но и реального формирования, производства будущего на основе освоения средств мышления, действия, коммуникации, новых типов знания, которые реально будут определять основные изменения в различных областях практики через 15-25 лет. Поэтому образование реально является сферой конкуренции различных тенденций будущего. Современное образование может быть построено таким образом, что в нём могут разрабатываться учащимися проекты новых форм организации мыследеятельности в различных системах практики, кардинально меняющих формы современной жизни. Безусловно, все эти доктринальные положения требуют дальнейшей разработки и проблематизации.

7. Одна из важнейших проблем формирования образовательной политики состоит в том, что в настоящий момент происходит выход за рамки идеологических представлений о политике к выявлению её технологических способов организации. В соответствии с современными представлениями, эффективная политика проявляется, в том числе в проектировании и разработке системы дискурсов, обеспечивающих влияние на общественное мнение в системах коммуникации, навязываемых обществу через систему средств массовой информации. Возникает вопрос, какие дискурсы должны быть созданы для занятия образованием доминирующей позиции в обществе, что должно программировать и декларировать образование как целостная общественная сфера практики?

8. Отдельная проблема - это рассмотрение образовательной политики как многопозиционной. Полноценная реализация системы политико-образовательных целей с опорой на регистр соответствующих средств возможна только при одновременном использовании всего набора позиций - государственно-отраслевых, законодательных, общественных. Это означает, что образовательная политика с точки зрения своей позиционной формы должна реализовываться как общественно-государственная. С этой точки зрения очень много для выстраивания общественного фокуса выдвижения общественно-образовательных целей делают различные негосударственные организации, например, движение "Образование- будущее России".

9. Важнейший предмет разработок и исследований образовательной политики состоит в обсуждении проблемы, при каких условиях образование может стать механизмом общественного развития? Мы последовательно проводим точку зрения, связанную с проектированием развития общества на основе образования. Для нас этот вопрос, отнюдь не предмет досужих академических рассуждений. Наша проблема состоит в том, чтобы спроектировать общественное развитие на основе образования. Мы собираемся не просто искать некоторые ускользающие от нашего внимания законы общественного развития, наша задача состоит в том, чтобы исходя из научно формулируемых проблем существования и продвижения нашего общества вперёд построить проект и программу его развития. Для того чтобы создавать на основе образования реальный механизм общественного развития, проект будущего общества должен быть с самого начала связан с конкретной программой его реализации.

10.Одним из важнейших продуктов образования - сферы стратегического продвижения России - являются новые формы организации сознания. Мы объясняем один из провалов в постановке целей образования в советской школе не только засильем идеологических штампов, но как раз тем, что в философии образования очень долгое время не выделялась форма организации сознания как важнейший продукт образования, отличающий образованного человека от необразованного.

Тот тип организации сознания, который представляет для нас интерес с точки зрения его выращивания и формирования внутри образования образует своеобразную устойчивую структуру, ограничиваемую следующими принципами:

1. Принципом искусственно-естественной организации сознания. С точки зрения этого принципа ставится вопрос об искусственно-проектном воспроизводстве, культивировании и формировании определённых типов и форм организации сознания.

2. Деятельностно-позиционным принципом организации сознания, в соответствии с которым форма организации сознания не выступает для рассматривающего её чем-то внешне противопоставленным и известным, пойманным нашим мышление объектом. По отношению к позиционно организованному сознанию справедливо следующее затруднение - непонятно, то ли мы изучаем сознание, то ли сознание изучает нас.

3. Принципом связи сознания и действия. Сюда же относится вопрос и о самосознании, как задающем максимальную ситуативную специфику осуществляемого действия и максимальную личностную определенность действующего в ней лица.

4. Принцип интерсубъективности и коммунитарности сознания, на основе которого определяется важнейшая роль общности и форм её организации как своеобразного "носителя" определённого типа сознания.

5. Принципом инструментальности сознания- в рамках этих представлений формы организации сознания оказываются связаны с вычленяемым типом средств, используемом для осуществления той или иной интеллектуальной работы.

6. Принципом знаково-семиотико-символической "природы" сознания - в соответствии с которым ставится вопрос о типах языков, прежде всего воззрительно-наглядных, обеспечивающих экспликацию и выявление содержаний сознания. Последовательная реализация всего вышеперечисленного набора принципов позволяет нам выделить совершенно особую форму организации сознания - многомерное сознание (ММ-сознание).

 

Директор центра региональной политики развития образования центрального регионального отделения доктор псих. наук Ю.В.Громыко

Поиск

Случайное видео

Упал, подняться нету сил.
Я, кажется, не встану.
Свою возможность упустил,
Другой просить не стану.

Устал бороться, побеждать,
Вести дуэль с судьбою,
И вновь опасности искать,
И снова рваться к бою...

Молчал, когда дано кричать
О том как победил.
Теперь же должен я молчать -
Упал, подняться нету сил.