Случайное изображение

8 класс, 11 сентября 1996 год

Выступление на конференции, посвященной 10-летнему юбилею Колледжа

Страница для печати

Я - выпускник Колледжа 1994 года.

После окончания Колледжа поступил на философский факультет МГУ, закончил его и учусь в аспирантуре института Человека Российской академии наук.

Мой доклад будет о Колледже (с учетом того, что я уже 6 лет нахожусь вне жизни Колледжа). Но я здесь преподаю, общаюсь с выпускниками, поэтому мне хочется рассказать о тех, кто несет на себе замысел Колледжа и реализует его уже в совсем новой сфере (т.е. что в новой ситуации происходит с такими людьми).

Я не буду ничего говорить о статистике поступления в ВУЗы выпускников Колледжа, поскольку это, на мой взгляд, ничего не говорит о том, как влияет на выпускника его обучение в Колледже.

Гораздо больше говорит тот факт, что огромная часть выпускников возвращается сюда. Затем ли, чтобы стать учителем или воспитателем, чтобы помогать в колледжской жизни уже из той сферы, в которую они влились, или, в конце концов, просто приходят пообщаться и вновь почувствовать себя внутри этих стен.

Можно сказать, что существует все время какая-то непреодолимая тяга к этому месту. Это происходит, на мой взгляд, и взгляд многих выпускников, оттого, что Колледж стал нашим вторым домом. Здесь очень важно понять, почему это происходит? Такое естественное стремление сюда, стремление к общению здесь – продолжает жить в выпускнике? Так вот причиной является то, что в Колледже для нас были созданы условия, в которых мы могли бы свободно порождать свои наивные детские мысли. Здесь даже приветствуется, если ученик совершает творческий акт мысли. Поэтому я, нисколько не преувеличивая, могу сравнить Колледж с Академией Платона, Пушкинским Лицеем и с теми научными городками, о которых мечтал Флоренский. Именно там существовала необходимость совершения творческого акта, а это, безусловно, очень важно, поскольку именно это задает дружескую атмосферу мира и согласия. Только сейчас я понял, насколько трудно ребенку поделиться, чем-то новым (открытым для себя), с учителем, услышав отклик на это свое “новое”. Состояние доверия и согласия, между учителем и учеником (именно в области мышления и сознания), позволяющее говорить о самых актуальных вопросах и проблем, создает атмосферу, в которую все время хочется возвращаться и в ней существовать (если при этом учесть, что вне Колледжа такое случается крайне редко).

Но с другой стороны, встает вопрос о том, как, выйдя из этой “домашней” обстановки, выпускник Колледжа будет воспринимать окружающий мир. И я могу сказать, что, общаясь со многими выпускниками, я понял, что ни в одном случае не произошло отчуждения или отрешения от происходящего вокруг них уже в ином мире. Наоборот, именно выпускники Колледжа оказываются наиболее общительными и создают вокруг себя какие-то кружки, объединенные на общем желании участвовать в познавательно-научной деятельности. Это открытость и радость, перенесение в мир отработанных ценностных, мировоззренческих и мыслительных принципов из Колледжа в другую среду.

Следующий вопрос связан с теми специфическими особенностями, которые дает Колледж в плане обучения.

Я выделил четыре такие специфические способности:

1) Способность ставить сверхзадачу своей жизни. Для того чтобы решить сверхзадачу нужно превысить тот уровень способностей, тот уровень средств, который реально существует. Эта задача задает определенную цель, организующую всю жизнь человека.

2) Способность видеть мыслительную проблему в той социально-культурной среде, в которую он попадает. То проблемное мышление, которому нас обучали в Колледже, позволяет воспринимать новые знания в качестве новых пространств для поисков, а не в качестве “застывших” мыслительных образований, т.е. позволяет увидеть те вопросы, которые существуют в этом вопросе, а именно это выдвигает человека “на передовую”.

3) Способность формировать коммуникативную среду, т.е. способность формировать группу вокруг какой-либо проблемной ситуации или вопроса. Именно здесь я хочу рассказать случившуюся со мной историю.

Когда я учился на третьем курсе МГУ, то с несколькими ребятами начал выпускать философскую газету. Это был первый случай в истории факультета, когда студенты сами начали выпускать газету. Интересно, что выпуск был построен таким образом, что мы в течение года обсуждали с читателями проблемы философского образования (т.е. как стать философом). Нужно сказать, что теперь все участники этого издания находятся на первых ролях в своих областях.

4) Способность сформировать свою гражданскую позицию, т.е. если задаться определенного рода вопросами, связанными с реально происходящими в России событиями, а именно: “Что происходит? Как изменить?”, то, что будет главным средством, которое позволит занять гражданскую позицию. Ориентация в современной политической ситуации в России есть то, чему нас здесь обучают. Для гражданина характерно создание того, что человек обязан и должен осуществить нечто для государства.

Со своей точки зрения я могу сказать, что очень благодарен Колледжу за необычную возможность, обучиться мышлению, величайшей ценности, которая дает человеку силу быть и оставаться Человеком. Именно метапредметы позволили нам погрузиться в область чистого мышления.

Второй момент, который является наиважнейшим в Колледже – проекты. Именно проектная деятельность позволяла нам сталкиваться с реальными социальными проблемами, что давало нам хоть какой-то опыт по решению этих проблем.

Спасибо, большое.

Поиск

Случайное видео

Пронзительно воют сирены,
Одиссея почуяв вдали.
Известкой исходят стены,
и памятью - календари.

Форма Итаки отныне -
овал моего лица,
а волны в густой пучине
с привкусом чабреца.

Слепец, обделенный взглядом,
пророчествует на закат:
"Не жди, Пенелопа, не надо,
Одиссей не вернется назад...".