Случайное изображение

Выпускной бал в Олимпийском (2)

«…и какой из этого следует вывод?»

Страница для печати

Творчество - деятельность по созданию культурных ценностей и их интерпретации. Творческая деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество всегда предполагает наличие субъекта творческой деятельности (творца).(Словарь по экономике и финансам) 

Творчество,деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Т. может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология Т. исследует процесс, психологический "механизм" протекания акта Т. как субъективного акта индивида. (БСЭ)

 

У всех древних народов существовали космогонические мифы – мифы о создании мира. Кроме них, были и сказания о «доделывании мира», то есть о привнесении необходимых элементов в уже существующее. Сейчас для меня наиболее интересны три мифа трех народов: древние греки – миф о Прометее, скандинавы  - миф о похищении меда поэзии и индийцы - миф о похищении Сомы.

Суть мифа о Прометее (кратко): похищение Прометеем небесного Огня, олицетворяющего благо для людей (дальнейшие тяжелые последствия в виде гнева Зевса-громовержца сейчас не очень важны). Не менее краткое содержание мифа о похищении меда поэзии: Один (верховный бог) похищает мед поэзии (мудрость и поэтическое вдохновние), скрытый в скалах. И, наконец, миф о похищении Сомы – загадочного растения, символизирующего благо (снова оно!). Рос Сома (растение и он же впоследствии – бог) на горе, откуда его принес к богам и людям орел, посланный богом-громовержцем Индрой.

Итак, что объединяет все три мифа? Получение некой вещи, олицетворяющей собой благо. В чем выражалось благо? Я при пересказе сюжетов это не указывала, было бы слишком длинно, но во всех мифах похищение связано с возможностью творения. В случае Прометея люди занялись ремеслами, у скандинавов боги обрели мудрость и поэзию как таковую, а Сома – растение-напиток богов (и бог напитка), напиток творцов. В одной из старейших мифологий – мифологии Шумера – есть сказание о творении «законов» («ме») – элементах бытия, и среди этих законов упоминалось и «словесное искусство» - словесное творчество. Интересная картина получается: возможность творить, само творчество признавали одним из важнейших элементов мира!

Теперь давайте переместимся из языческого мира в мир христианский, точнее, в мир православный. И что же видим? Именно акт творчества приближает человека к Богу, именно способность творить делает человека человеком. Изначально акт творения мыслился как боговдохновенный: иконописцы не оставляли своих имен на иконах (правда потом эта традиция исчезла), все, что ими делалось – от Бога, поэтому они не имели права «присвоить» творческий процесс.  Но именно творящий человек по православной традиции приближается к истинной Красоте и Гармонии, которая есть Бог (вспомните Достоевского: «Красота спасет мир»). К тому же не стоит забывать: христианство – религия Слова, Слово – особая ценность. Словами не бросаются просто так, с появлением письменности к их написанию относятся ответственно, даже трепетно. Слово – это то, что создало мир, слово - это то, что останется от человека его потомкам. Поэтому и в христианстве творчество  - неотъемлемое свойство человека.

Известны истории  случаи, когда творчество было способом достижения славы. Но не ради денег  - ради общего признания, ради прижизненной (что немаловажно!) памяти: таковы деятели эпохи Возрождения – Петрарка, Боккаччо, Ронсар и многие другие.

А что же происходит сейчас? С одной стороны, люди пишут, рисуют (не только на мольбертах, но и на экранах компьютеров!) фотографируют. В музеях сменяют друг друга различные экспозиции, за билетами на которые иногда выстраиваются довольно длинные очереди. Значит, чужая творческая активность вызывает интерес. Но с другой стороны, мы имеем «закрытые» литературные (и не только) журналы, которые открыто заявляют, что их мало интересуют «молодые вливания», и очень ругаем тех, кто это заявляет. НО! Мы имеем и эти самые потенциальные «вливания», которые старательно маскируют стремление создать что-то свое и результаты стремления под фразами вроде «вот я написал (нарисовал, слепил, собрал, сконструировал), но это таааакаааяя гадость!». Самокритика – это хорошо, но когда она превращается в показуху, то воспринимается как неумеренное самолюбие. К чему я это говорю? К очень простому: сейчас отношение к одному из важнейших видов деятельности -  к творчеству - как к чему-то недостойному из-за своей сложности («нельзя показывать мой рисунок (скульптуру, стихотворение, роман) – решат, что я слишком умный»), как к задворкам сознания может просто разрушить человека. Он будет ходить, пить и есть, но острота бытия может исчезнуть. Ведь все–таки не зря, наверное, Прометей за огнем пошел, а? 

Поиск

Случайное видео

Наш класс с 9 по 16 октября, в каникулы, уехал далеко-далеко учиться в поселок Шахматово. Жили мы не совсем в нем, а немного дальше, в отдельном доме. От цивилизации мы были далеки: не было ни компьютеров, ни телевизоров, ни электричества, ни водопровода.  Ничего не было!!! Были только мы, учителя, дом, природа, учеба. Самое первое впечатление было необычным: мы пришли ночью, все мокрые, грязные, замерзшие в теплый и уютный дом.